Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полис страхования ответственности экспедитора

Полис страхования ответственности экспедитора: что это такое?

Одним из видов гражданской ответственности является страхование ответственности экспедитора, защищающее его финансовые интересы на случай повреждения, потери или гибели груза. Условия тендера по экспедированию груза зачастую включают действующий полис, что гарантирует безопасность для экспедитора и владельца груза.

Страховка строится на двух принципах: страхование гражданской ответственности экспедитора и страхование груза экспедитором. Что это такое, какие существуют риски и объём ответственности?

Страхование без ответственности

Однако потребность в страховой защите профессиональных рисков у перевозчиков не снижается. Российскими страховыми компаниями предлагаются различные выходы из сложившейся ситуации. Отдельные страховые компании по старинке выдают полисы страхования ответственности перевозчика по договору перевозки. Но судебная практика пришла к тому, что подобные договоры страхования признаются ничтожными, т. е. не имеющими юридической силы с момента заключения, со всеми вытекающими последствиями (см. постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.05.2004 по делу № КГ-А40/3081-04-П и от 27.04.2006 № КГ-А40/2898-06).

Другие страховые компании выдают перевозчикам полисы страхования гражданской ответственности, которые по сути своей являются дубликатом ОСАГО, т. е. являются защитой от причинения вреда третьим лицам, а не заказчику. Но такие документы не могут в должной мере обеспечить защиту перевозчика от претензий грузовладельцев.

Какая-то часть страховщиков предлагает страховать груз, и не последнюю очередь в этом сыграло письмо ФССН, в котором говорится, что страхование риска утраты или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц может быть предусмотрен только в рамках договора страхования груза (письмо ФССН от 25.05.2007 № 3286/02-03). А ведь классическое страхование грузов в разы дороже страхования ответственности перевозчика, и многие транспортные компании отказываются от такого варианта, взяв работу на свой страх и риск.

Риски

Экспедиторы, которые несут ответственность за своих подрядчиков, называются принципалами, а те, что отвечают только за свои ошибки и за выбор перевозчика – агентами. Полис страхования ответственности экспедитора покрывает такие риски:

  • физическое повреждение, утрата груза;
  • финансовые последствия, возникшие в результате ошибок перевозчика (просрочка в поставке, неправильное оформление документов, последствия за вывоз груза лицом, не имеющим на это полномочий и т. д.);
  • штрафы, пошлины, налоги, которые накладываются в случае нарушения таможенного, экологического законодательства, условий труда;
  • риски, возникающие в случае причинения вреда грузом (нанесение ущерба здоровью при погрузочно-разгрузочных работах, расходы, связанные с оказанием медпомощи);
  • расходы на расследование обстоятельств происшествий.
Читать еще:  Где узнать кадастровую стоимость квартиры

Условия защиты перевозчика от рисков

Рассмотренные выше риски хоть и отражают самые распространенные случаи выплат компенсации страховой компанией, но часто требуется покрытие дополнительных опций:

  1. Затраты, направленные на минимизацию размера ущерба.
  2. Затраты, осуществляемые на повторную транспортировку груза, если он был доставлен по ложному адресу.
  3. Затраты, рассчитанные на расследование причин происшествия или обнародование экспедитором доводов отсутствия нарушений и вины в нанесении ущерба.

Договор, предполагающий страхование ответственности экспедитора, может оформляться как на каждый рейс в отдельности, так и на конкретный временной отрезок. В последнем случае принято заключать полис на 1 год. По договоренности сторон устанавливается лимит ответственности страховой компании.

Что касается тарифных ставок, то они определяются из расчета на единицу транспортного средства. Стоимость страховых услуг напрямую зависит от списка случаев, признающихся страховыми, и перечня государств, по территории которых предполагается осуществление перевозок. Действие страховки начинается в момент оплаты страхового взноса.

Виды страхования

Страхование экспедитора предполагает 2 взаимодополняющих вида:

  • страхование ответственности экспедитора;
  • страхование груза самим экспедитором.

Это два самостоятельных вида страховки, обеспечивающие максимальную гарантию финансовой безопасности.

В страховое покрытие входят расходы, которые несет страхователь, в том числе по уменьшению размера ущерба. В этот перечень входят юридические и прочие издержки, которые согласованы с компанией-страховщиком.

Страхование ответственности нужно для компенсации имущественных убытков, понесенных участниками транспортного процесса. Одновременно, имущественная страховка защищает интересы собственника груза. В некоторых случаях компания – экспедитор самостоятельно страхует груз. Дополнительное страхование экспедитором часто делается по договоренности с заказчиком.

Если застрахована ответственность перевозчика

Владелец груза повел себя халатно и не упаковал груз как следует, или же он выбрал неподходящий для конкретного груза транспорт, а возможно, даже указал неверные данные о грузе. Дальше происходит то, что должно произойти: груз при перевозке портится или задерживается. В этом случае ответственность полностью лежит на владельце груза, но никак не на перевозчике.

Произошел форс-мажор или на автомобиль с грузом напали криминальные элементы. В этом случае перевозчик мог бы повлиять на сохранность груза путем установки запорных механизмов, осуществления остановок только на постах ГАИ, ночевок на платных парковках и прочее. Соответственно страховщик будет должен оплатить размер убытка, так как на лицо виновность перевозчика в недоставке товара по причине его хищения.

Читать еще:  Где проверить налог на имущество физических лиц

Если груз застрахован от всех рисков, то в любой ситуации, кроме непригодной упаковки или халатности грузовладельца, клиент получает компенсацию за испорченные или потерянные товары.

Давайте разберемся, нужно ли вам застраховать перевозку. Мы давно заметили, что редко кто понимает, какой продукт необходим для защиты интересов того или иного человека. К примеру, не все знают, что если в пути что-то произойдет с грузом (кража, падение, дорожно-транспортная авария), то убыток может отразиться не только на владельце груза, но и на перевозчике и экспедиторе.

У некоторых перевозчиков может сложиться неверное мнение о том, что самое главное — это застраховать груз, а страхование транспортной компании можно проигнорировать. Чем, собственно, и пользуются другие страховые агентства. Дело в том, что так они могут увеличить свой доход, забывая о том, какова социальная значимость страховой защиты.

Интересы экспедитора страхование грузов защитит только, если страховать их будет он сам: если экспедитор не сам страховал груз, то возмещать потери страховщика впоследствии придется все-таки ему; а вот если экспедитор осуществил страхование грузов от своего лица, то он полностью защищен от встречных требований страховых компаний. В этом вопросе нет особых альтернатив и при возможности необходимо все-таки страховать груз.

Вы должны запомнить, что страхование ответственности может принести пользу любому застрахованному лицу, которому в результате неправильной перевозки был причинен вред, только если доказана виновность этого самого застрахованного в нанесении ущерба. А страхование груза приносит пользу в не зависимости от того виноват страхователь или застрахованный (за исключением умысла и халатности) в нанесении вреда имуществу или нет, страховщик будет платить в любом случае.

Именно поэтому, если вы экспедитор или перевозчик, то, страхуя груз, вы должны понимать, что если товары, которые вы перевозите, испортятся даже не по вашей вине, вы сможете возместить потери собственнику не тратя свои финансы. Даже если претензия будет предъявлена не собственником груза, а , к примеру, вторым экспедитором, то страховщик все равно будет оплачивать убыток.

Читать еще:  Договор аренды имущества у физического лица

Этапы страхования грузов:

1. Оформление договора страхования при оформлении документов после сдачи груза для дальнейшей грузоперевозки.

2. Подтверждение стоимости груза при предъявлении товарной накладной/ товарного чека/ счет-фактуры.

3. Подтверждением страхования груза является страховой полис. Одна перевозка = один страховой полис. Выгодоприобретателем является владелец груза.

В соответствии с видами транспорта различают несколько видов страхования грузов:

  • Страхование грузов при железнодорожной перевозке.
  • Морской перевозке.
  • Автомобильной перевозке.
  • Авиаперевозке.
  • Мультимодальной перевозке.

Страховыми случаями при этом могут стать только такие риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых возможно оценить в денежном эквиваленте. Договор страхования грузов может быть заключен с учетом:

  • С ответственностью за все риски.
  • С ответственностью за отдельные виды рисков (кража, авария, военные действия, риски хранения и т.д.). Страховая выплата при этом будет производиться при наступлении заранее оговоренных рисков.
  • Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения. Страховая выплата осуществляется только в случае полной утраты груза или его части.

Внимание! Несмотря на то, что в России не предусмотрено обязательное страхование доставки груза, компания «Р2» имеет право не перевозить особо дорогостоящие грузы при отказе клиента от услуги страхования.

Непосредственный опыт

На практическом примере произведем расчет суммы страхования ответственности экспедитора. Транспортная компания организует транспортировку груза (отбойных молотков) из города Оренбург в столицу Польши Варшаву. Будет использовано 3 грузовых автомобиля и в договоре зафиксирована сумма страхования на 500 тыс. рублей с «безусловной франшизой» (невозвратными средствами) 60 тыс. рублей.

Итоговая стоимость полиса составит 30 тыс. рублей по тарифам сайта. В перечне рисков предусматриваются распространенные случаи типа ДТП, кражи, грабежа, разбойного нападения, пожара. Объектом страхования по этому полису выступают имущественные интересы, возмещение вреда жизни, здоровья перевозчика и имущественный ущерб. Лимит ответственности здесь не установлен, обговаривается с клиентом. Назначенный срок — 12 месяцев с даты подписания страхового договора.

Таким образом благодаря минимуму информации возможно произвести предварительные расчеты, однако стоит дополнительно обратиться за консультацией юриста, чтобы подобрать подходящие условия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector