Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 — 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»

2. Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности

В этот блок входят нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности:

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота);

Налоговый кодекс Российской Федерации (в части постановки на налоговый учет, а также уплаты хозяйствующими в сфере торговли субъектами отдельных видов налогов);

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в части регистрации в качестве страхователей);

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности);

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части лицензирования торговли отдельными видами товаров);

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера);

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации);

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);

Трудовой кодекс Российской Федерации (в части найма работников, проведения обязательных медицинских осмотров);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части использования труда иностранных граждан);

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.

Перечисленные акты возлагают на хозяйствующих в сфере торговли субъектов обязанности и обременения общие для всех субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Нормативный массив, регулирующий отношения в сфере торговли, характеризуют:

1) недостаточная системность, которую демонстрирует разноплановость перечисленных в разделе 2.1 настоящей Стратегии нормативных правовых актов. Анализ положений Закона о торговле позволяет сделать вывод, что в ближайшее время системность правового регулирования в сфере торговли не может быть в полной мере обеспечена как по причине недостижения обозначенной при принятии данного Федерального закона цели — определение основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательности регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы, так и в связи с несовершенством распределения полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренней торговли. Необходимо отметить, что образованное во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не является единым централизованным органом, осуществляющим выработку и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере торговли. Такие блоки государственной политики, как политика в области оборота (обращения) отдельных видов товаров, закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти:

— оружия — за Министерством внутренних дел Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

Читать еще:  Как вступить в наследство через суд оформление искового заявления

— наркотических средств и психотропных веществ — за Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»);

— лекарственных средств — за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»);

— сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, табачной продукции, пестицидов и агрохимикатов — за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»);

— драгоценных металлов и драгоценных камней — за Министерством финансов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»);

— этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — за Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»).

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и защиты прав потребителей;

2) избыточность правового регулирования. В качестве примера можно привести законодательные акты о защите прав потребителей, которые, несмотря на положения Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривают требования к качеству торгового обслуживания (например, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55).

Избыточные функции содержатся и в Законе о торговле. Так, статьей 6 предусматривается, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Поскольку под реализацией государственной политики понимаются не только правоприменительные (координирующие, наблюдательные и иные функции), но и нормотворческие полномочия (по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующих положений государственной политики), представляется, что существует риск «разрастания» нормативного массива регионов, в первую очередь, за счет законов субъектов Российской Федерации о торговой деятельности, развивающих положения Федерального закона и восполняющих, по мнению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, его пробелы.

Несмотря на существенное обновление законодательства о защите прав потребителей и законодательства о качестве и безопасности пищевой продукции в 2004 году (в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2005 году (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), в результате их были существенно сокращены полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в нормативно-правовой базе последних продолжают присутствовать акты, предусматривающие регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В Законе о торговле статьей 15 установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читать еще:  Взыскание задолженности по алиментам после 18 лет — судебная практика

Обеспечить соблюдение указанных норм органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления планируется путем применения мер антимонопольного воздействия, в том числе привлечения к административной ответственности.

Основой применения методов программирования и стратегического планирования является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым Правительством Российской Федерации разрабатываются программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (например, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р), концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует назвать:

Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120);

Программу развития конкуренции в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р);

Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р);

Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 854);

Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. N 965), Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. N 853), Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 319), другие стратегии развития отраслей промышленности, производящих товары потребительского назначения.

Нормативной основой разработки программ на федеральном уровне являются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Примером применения программного метода для решения проблем в секторах промышленности и торговле, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123.

Примерами применения стратегического планирования и программирования социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации являются Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р), Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р).

В рамках Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговли» (утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 123) предусмотрена методическая поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли.

Организатор: Юридический институт «М-Логос»

Tелефон: +7 (495) 771-59-27, +7 (499) 995-45-78 (факс)

Тип программы: Семинар
Формат программы: Дневной

Общее описание программы

15 июля 2016 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Данные изменения существенно усложнили и без того не простое регулирование взаимоотношений поставщиков и торговых сетей. Все договоры, действовавшие на момент вступления поправок в силу, должны быть приведены в соответствие с ними до 1 января 2017 г. В рамках семинара будут детально рассмотрены все изменения в контексте ранее действовавшего регулирования и правоприменительной практики, с учетом первых разъяснений новых норм, выпущенных ФАС России.

Читать еще:  Развод при наличии совместных несовершеннолетних детей

Целевая аудитория

Юристы компаний, занимающихся поставками продовольственных товаров (включая напитки и БАДы), юристы торговых сетей, менеджеры, вовлеченные во взаимодействие с поставщиками или торговыми сетями.

Лекторы

Гаврилов Денис Александрович
к.ю.н., советник антимонопольной практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», государственный советник РФ 3 класса, заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА

Хохлов Евгений Сергеевич
партнер Юридической фирмы Antitrust Advisory

Программа

1. Общий обзор Закона о торговле

— Предмет и сфера регулирования. Соотношение с Гражданским кодексом и иными нормами законодательства, регулирующими торговую деятельность. Соотношение с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

— Общая характеристика субъектов торговой деятельности: производители, дистрибьюторы, оптовики, организации розничной торговли (ритейлеры). Применение Закона о торговле к группе лиц, образованной в соответствии с антимонопольным законодательством.

— Понятия торгового объекта и торговой сети. Роль торгового реестра. Проблема применения Закона о торговле к онлайн-торговле; организациям общественного питания.

— Продвижение товаров как элемент торговой деятельности. Способы продвижения товаров: реклама, маркетинговые мероприятия, промоушен-акции, мерчендайзинг, категорийный менеджмент, исследования/опросы. Проблема логистических услуг и услуг по предоставлению информации о продажах. Юридическое оформление различных способов продвижения товаров.

2. Требования к взаимоотношениям поставщиков между собой и с торговыми сетями

— Сфера применения требований: продовольственные товары. Краткий обзор требований к поставщикам и требований к торговым сетям.

— Обязательное раскрытие информации об условиях поставки: к кому применимо, объем раскрытия, примеры из практики. Условия об оплате товара: предельные сроки оплаты, расчет сроков.

— Ограничения на выплату вознаграждения по договору поставки: понятие вознаграждения, критерии допустимого вознаграждения, предельный размер вознаграждения. Случаи запрета на выплату вознаграждения по договору поставки. Возможность применения скидок по договору поставки, виды допустимых скидок, допустимые критерии предоставления скидок. Подходы ФАС России и судебной практики к применению скидок. Практические проблемы расчета предельного размера вознаграждения по долгосрочным договорам поставки.

— Ограничения, связанные с продвижением товаров: необходимость заключения отдельного договора об оказании услуг, понятие услуг по продвижению товаров, соотношение договора поставки с договором об оказании услуг по продвижению. Предельный размер выплат за оказание услуг по продвижению.

— Иные запреты и ограничения во взаимоотношениях поставщиков между собой и с торговыми сетями.

3. Антимонопольные требования к поставщикам и торговым сетям

— Общий обзор антимонопольных запретов, закрепленных в Законе о торговле, и их субъектный состав. Иммунитеты для малого бизнеса.

— Запрет дискриминации: понятие дискриминационных условий, примеры из практики. Подходы ФАС России и судов к категоризации контрагентов для целей обоснованного установления различных торговых условий для них.

— Запрет навязывания: понятие навязывания, наиболее часто встречающиеся на практике навязываемые условия, практические проблемы доказывания навязывания.

— Запрет на комиссионную/агентскую форму организации торговли.

— Запрет приобретения дополнительных торговых площадей: к кому применим, порядок расчета доли рынка, юридические последствия неисполнения. Соотношение данного запрета с ограничениями при контроле за экономической концентрацией по Закону о защите конкуренции.

4. Санкции за нарушение антимонопольных и иных запретов и ограничений по Закону о торговле

— Полномочия антимонопольных органов в области применения антимонопольных и иных запретов и ограничений по Закону о торговле: запросы информации, возможность проведения проверок соблюдения законодательства, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, обязательные для исполнения предписания и их виды.

— Виды ответственности за нарушение требований Закона о торговле. Составы административных правонарушений и порядок привлечения к административной ответственности. Особенности применения гражданско-правовой ответственности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector