Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о расселении ветхого жилья права собственников

Новый порядок изъятия земель под многоквартирными домами может затянуть расселение аварийного жилья в регионах

В Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в законодательные акты, регулирующие порядок изъятия земли под многоквартирными домами (далее — МКД). Цель документа благая – заставить чиновников выплачивать справедливую компенсацию собственникам квартир. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Проблемы действующего порядка изъятия участка под МКД

Законодательство РФ разрешает изымать участки под многоквартирными домами (глава VII.1 ЗК РФ). Власти вправе изъять землю для строительства и реконструкции объектов, предусмотренных документами территориального планирования и утвержденных проектами планировки. Кроме того, государство изымает участки для расширения охраняемых природных территорий, в случае признания дома аварийным и подлежащим расселению и так далее. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества (а значит, и участка под МКД) происходит при условии предварительного и равноценного возмещения.

ЖК РФ (ст. 32) указывает, что в сумму возмещения входит рыночная стоимость общего имущества МКД. Участок, на котором стоит дом, считается общим имуществом. Следовательно, домовладельцы получают возмещение и за него. Однако здесь возникают проблемы. Многие участки в регионах под МКД, построенные до 2004 — 2005 г.г., до сих пор не зарегистрированы в ЕГРН. И если исходить из норм закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, то эти земли не являются объектами гражданского оборота. Их нет. А то чего нет, нельзя изъять и оценить. Поэтому статья 16 закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. указывает, что если дом стоит на участке, который не зарегистрирован в ЕГРН до вступления в силу ЖК РФ, то любой домовладелец многоквартирного дома вправе заявить об образовании этого участка (ч.3 ст.16).

Однако большинство наших граждан активны только в социальных сетях и интересуются событиями исключительно в масштабах страны и мира. В результате многие участки (и не только под МКД) до сих пор не зарегистрированы. Учитывая это обстоятельство, законодатель разрешил изымать земли, не внесенные в ЕГРН (ст. 56.6 ЗК РФ), и предоставил муниципалитетам право самостоятельно образовывать участки под МКД даже при отсутствии заявлений собственников. При этом министерство строительства РФ рекомендовало местным органам власти образовывать участки под аварийными МКД по контуру (границе) домов. То есть не включать в общую площадь территории, прилегающие к зданию (приказ Минстроя № 153/пр от 07.03.2019 г).

Эти поправки и нормативные акты привели к массовому нарушению прав собственников в 2015-2019 гг. Региональные администрации изымали не зарегистрированные земли под МКД и занижали фактическую площадь участков (Решение Ленинского райсуда г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2а — 1443/2016 от 22.04.2016 г) либо формировали участок по границе дома и не включали в него территории, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства здания. В результате граждане получали неравноценное и несправедливое возмещение за изъятое имущество. Такая ситуация привела к тому, что депутаты подготовили проект № 831790-7 о внесении изменений в ЗК РФ и в закон № 189-ФЗ о введении в действие ЖК РФ.

Предлагаемые новеллы

Законопроект запрещает изымать землю под многоквартирным домом, если участок, на котором стоит здание, не зарегистрирован в едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, проект запрещает образовывать земельный участок по контуру дома без территории, предназначенной для обслуживания и эксплуатации здания. Вот и все новеллы.

Значение поправок для страны и регионов

Для Москвы или Санкт-Петербурга законопроект мало актуален. В этих городах земля стоит дорого, участки внесены в ЕГРН, и нет бесхозных территорий. Возмещение, выплачиваемое домовладельцам (при изъятии или реновации), соответствует доле в праве собственности и рыночной стоимости участка.

Поэтому гораздо большее значение новеллы имеют для регионов. За пределами МКАД есть много зданий, расположенных на участках, не внесенных в ЕГРН. После принятия закона собственники квартир в домах, подлежащих сносу в Самаре, Томске, Новосибирске, Казани, Волгограде, Саратове, Чите, Владивостоке и других региональных центрах, смогут претендовать на равноценное возмещение за изъятый земельный участок. Для этой категории граждан новый закон имеет положительное значение.

Проблемы определения границ участка при точечной застройке

В то же время принятие законопроекта в предложенной редакции приведет и к проблемам. В 90-е и в начале «нулевых» в российских городах процветала точечная застройка. Строители при попустительстве властей возводили здания с нарушением норм. Например, в прошлом году во время поездки на судебное заседание в один из приволжских городов я видел классический пример точечной застройки 90-х. Девелоперы возвели шестнадцатиэтажные здания «впритык» с трех- и двухэтажными домами постройки 40-х и 50-х гг. И если земля, на которой стоят старые дома, не учтена в ЕГРН, то чиновники просто не смогут внести сведения в реестр при изъятии. Образовать участок по контуру дома будет нельзя. А если сформировать участок с учетом придомовой территории, то придется «отрезать» часть земли у домовладельцев, живущих в зданиях, построенных в 90-е годы. А потом что делать? Выплачивать возмещение собственникам аварийных домов и возвращать землю прежним домовладельцам? Получается бессмысленная ситуация. Об это следует подумать ещё до принятия закона.

Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке

Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.

Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит. ». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).

Для затягивания изъятия администрации даже «ошибаются» при составлении межевых планов, что вынуждает Росреестр приостанавливать внесение сведений об участке в ЕГРН (Решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). В результате местные бюджеты не тратят деньги на выкуп земли, а граждане живут в аварийных домах.

Сегодня аргументы чиновников о невозможности изъять участок разбиваются о ч. 8 ст. 56.6 ЗК РФ, которая разрешает изымать землю, неоформленную в ЕГРН. Ссылаясь на эту норму, судьи признают бездействие властей незаконным и обязывают изъять участок под МКД (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а — 2737/2017 от 24.10.2017 г). Запрет изъятия земли под МКД, не учтенной в реестре, облегчит жизнь чиновникам. Местная власть получит в руки желанный повод для отказа в изъятии и выкупе участка. А уж затянуть процедуру внесения сведений в ЕГРН чиновники смогут. В этом нет ничего сложного. Поэтому законодатель обязан нивелировать этот риск. Иначе люди будут годами жить в аварийном и ветхом жилье.

Выводы

Предлагаемый законопроект защищает права собственников при изъятии земли под МКД и гарантирует им справедливое возмещение. Однако он актуален только для российских регионов и при этом вызывает некоторые вопросы. Так, непонятно, каким образом местные власти смогут сформировать полноценный участок не по контору дома, если его нельзя сформировать? Вторым негативным последствием закона станет нарушение сроков расселения жителей аварийных домов в российской глубинке. Местные администрации уже сейчас затягивают изъятие земли, на которой стоят ветхие дома. А после принятия закона у них появится железный аргумент для волокиты. Понятно, что суды будут обязывать чиновников формировать участки и вносить сведения в ЕГРН. Но это слабое утешение. Поэтому законодатель должен предусмотреть негативные моменты и минимизировать их влияние.

Аварийные квадратные метры должны уйти в прошлое

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья стало темой муниципального часа на 32-й сессии Законодательного Собрания. Депутаты ознакомились с опытом территорий и рекомендовали правительству региона выделить дополнительное финансирование муниципальным образованиям, чтобы люди смогли скорее переехать в благоустроенное и безопасное жилье.

Дома, где жить опасно

Накануне сессии парламентарии посетили один из аварийных домов, построенных еще в 1937 году, по улице Розы Люксембург в Иркутске. Семь лет люди живут в страхе, что у них могут обвалиться и потолки, и перекрытия, и пол. Двухэтажный дом попал в список 29 зданий, признанных аварийными еще в 2013 году. Все дома должен был расселить инвестор, с которым администрация города заключила договор о развитии застроенных территорий. Но взятые на себя обязательства он так до конца и не выполнил. Инвестор расселил только 11 квартир, или 4% из того фонда, который планировалось. Сейчас договор расторгается в судебном порядке.

Читать еще:  Можно ли сделать завещание на несовершеннолетнего ребенка

Необходимо оперативно завершить все судебные разбирательства. Этот дом непригоден для проживания. Мы увидели, что на верхнем этаже нет даже стекол. А жильцы жалуются на неисправность коммуникаций, – отметил председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников.

Как сообщил мэр Иркутска Руслан Болотов, эти 29 домов войдут в муниципальную программу, которая реализуется при поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ и региональных средств, расселены они будут до 2021 года.

У нас есть возможность воспользоваться средствами адресной программы и переселить жителей в комфортные условия. После сноса домов данная территория площадью около 10 гектаров будет отдана под строительство объектов социальной инфраструктуры. Здесь мы планируем размещение новых школы и детского сада, – пояснил Руслан Болотов.

Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов спросил о количестве аварийного жилья в Иркутске. Представители мэрии сообщили, что в целом аварийными признаны 515 домов, из них 209 получили такой статус после 2017 года и соответственно не вошли в программу, реализуемую при поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ. На их расселение, по предварительной оценке, необходимо около 4 млрд рублей.

А председатель городской думы Евгений Стекачев во время выездного совещания обратил внимание, что для более эффективной работы над развитием застроенных территорий и формированием привлекательных для инвесторов площадок надо внести изменения в федеральное законодательство. В этом вопросе требуется поддержка областного парламента, поскольку муниципалитетам нужны полномочия по расселению не только ветхих и аварийных многоквартирных домов, но и частного сектора.

Действующее законодательство не допускает возможности включать частный сектор в территорию, планируемую под развитие. Это усложняет конфигурацию строительной площадки и снижает ее востребованность. Кроме того, создаются неблагоприятные условия для тех, кто живет в старых деревянных домах рядом с современными многоэтажками. Все это в целом портит облик города. Единственная возможность исправить ситуацию – откорректировать федеральные законы и подзаконные акты, – сказал Евгений Стекачев.

На снос денег нет

В рамках муниципального часа на 32-й сессии депутатский корпус областного парламента продолжил рассмотрение проблемы аварийного жилья в городах Приангарья.

Жизнь и безопасность людей, проживающих в аварийных домах, должны быть в центре внимания органов власти. В одиночку муниципалитеты с таким большим объемом ветхого фонда, который есть в нашем регионе, не смогут справиться. Необходимо изыскивать возможности и дополнительные меры господдержки, чтобы совместными усилиями обеспечить людям достойные условия проживания, – отметил спикер Александр Ведерников.

О ситуации по ветхому фонду в Братске рассказала председатель думы Лариса Павлова. По ее словам, в период 2013–2017 годов удалось расселить людей с площади свыше 150 тыс. квадратных метров. Главным препятствием стала низкая стоимость квадратного метра жилья, что приводило к отказу застройщиков участвовать в таких муниципальных заказах. Так, в начале действия программы при реальной стоимости 40–42 тыс. рублей за квадратный метр контракты заключались на строительство по 33 тыс. рублей за квадратный метр.

Председатель думы Братска обратила внимание, что необходимо рассмотреть вопрос финансирования на снос уже расселенных аварийных домов, так как в программе данный пункт не предусмотрен. И в настоящее время бремя затрат приходится нести самому муниципалитету.

В бюджете нет средств на снос и очистку территорий от строительного мусора. Администрация города начала заключать договоры с местными подрядчиками, которые на безвозмездной основе должны были разбирать дома и очищать места от того же мусора. Но в действительности готовых работать бесплатно оказалось крайне мало, – отметила Лариса Павлова.

Цифра:

До 2025 года в Иркутской области предстоит расселить 397,8 тыс. кв. м аварийного жилья.

С предложением пересмотреть рыночную стоимость одного квадратного метра жилья выступил и председатель думы Иркутска Евгений Стекачев. По его словам, рыночная закупочная стоимость гораздо выше, чем субсидия на него.

– Цена, регламентированная федеральным законом, – 47 тыс. рублей за квадратный метр. А когда администрация города начинает расселять жителей, то мы сталкиваемся с тем, что средняя цена уже около 60 тысяч. Если взять в пример 2019 год, было выделено 588 млн рублей на расселение, из которых софинансирование из областного бюджета составило 41 млн, то Иркутск должен был выделить также 41 млн рублей. За счет городского бюджета пришлось доплачивать застройщикам еще 160 млн рублей с учетом реальной стоимости строительства, – подвел итог Евгений Стекачев.

По его мнению, действенными мерами, которые смогли бы дополнительно привлечь застройщиков, может стать возможность прохождения негосударственной экспертизы, а также возможность долевого строительства.

Наследие ветхого фонда

До 2025 года в Иркутской области предстоит расселить 397,8 тыс. квадратных метров аварийного жилья. Об этом депутатам сообщила и.о. министра строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина. В своем докладе она рассказала о сложностях в реализации программ, которые требуют решения на федеральном уровне.

Чтобы снести многоквартирный дом, которые мы в основном и расселяем, необходимо сделать смету и зайти с ней в экспертизу. Это увеличивает не только затраты, но и сроки по сносу домов, – привела пример Светлана Свиркина.

Парламентарии обратились к ней с наболевшими вопросами от жителей своих избирательных округов. Например, депутат Николай Труфанов рассказал, что остро стоит проблема в Мамско-Чуйском районе, где износ двухэтажных домов составляет 70%. Кроме того, отсутствует оборотный фонд жилья, куда можно переселять граждан, чтобы освобождать аварийные помещения. По данным минстроя, на территории района необходимо переселить 116 человек с площади 2,5 тыс. квадратных метров. «Решить проблему за счет «вторички» нет возможности, поэтому надо строить новое жилье», – отметила Светлана Свиркина.

Депутат Степан Франтенко напомнил, что до сих пор остается открытым вопрос переселения жителей многоквартирного дома на территории профилактория «Утес» в Усолье-Сибирском, ситуация в котором несколько лет находилась на контроле депутатов Заксобрания.

В 2018 году правительство области обещало данный дом расселить, так как его признали аварийным. Но никто ничего не сделал. Проблема в том, что здание принадлежит городу, а земля – району. В настоящее время никто не ведет подготовку к зиме. Есть проблема и с другими коммуникациями, например, с водой. Когда люди смогут получить cертификаты, чтобы они смогли решить квартирный вопрос? – спросил депутат Степан Франтенко.

Его поддержал депутат Роман Габов, который получил много жалоб, в частности, на перебои с отоплением. Он попросил обратить на эту проблему более пристальное внимание. Глава министерства пообещала в ближайшее время вернуться к решению данного вопроса.

Депутат Георгий Любенков призвал региональное правительство принять меры для решения вопроса финансирования сноса расселенного жилья, включив его в программу переселения отдельным мероприятием.

В большинстве случаев местные бюджеты принимаются с дефицитом. Муниципалитеты не могут самостоятельно решить вопрос по сносу аварийного жилья. Затягивание сроков демонтажа здания представляет большую пожарную опасность для жителей соседних домов, ухудшает криминогенную обстановку, а также порождает массу жалоб от граждан и недовольство властью, – отметил Георгий Любенков.

Завершая муниципальный час, депутаты областного парламента рекомендовали рассмотреть возможность предоставления муниципальным образованиям субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по сносу расселенного аварийного жилищного фонда. Также правительству региона было предложено проработать вопрос об установлении для собственников жилья в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жильем.

Тема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Приангарье остается на парламентском контроле.

ФЗ о ветхом и аварийном жилье

Законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение безопасного проживания граждан.

Основным законодательным актом, действующим на территории страны, является ЖК РФ, на основе которого разрабатываются различные программы, нормативные акты и другие постановления которые способствуют решению проблемы расселения опасного жилого фонда.

Регламентируется переселение из аварийного жилья Постановлением Правительства №47, а также ФЗ №185.

Жилищный кодекс

В статье 32 ЖК РФ установлено, что собственники жилья, которое находится в аварийном строении, имеют право на компенсацию убытков и возмещение, равное оценочной стоимости недвижимости.

Кроме того, владельцам предоставлено право получить частичное возмещение в виде другой жилплощади, а разницу другим видом компенсации.

Права граждан, которым передано жилье в аварийных домах по договорам социального найма, статьей 86 ЖК гарантировано переселение в благоустроенные жилые дома такой же категории.

Федеральный Закон №185

С целью кардинально изменить положение с домами, требующими срочного отселения, в 2007 году был издан Закон Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зарегистрированный под №185.

Статья 16 законодательного акта посвящена адресной программе по переселению жильцов занимающих площади в аварийном фонде.

Проект рассчитан на поддержку регионов, которые, в свою очередь, обязаны разработать действенные планы по реализации поставленной цели.

ФЗ о ветхом и аварийном жилье не меняет порядок переселения, а акцентирует внимание на том, что процесс должен выполняться в соответствии с жилищным законодательством.

Могут ли жильцы отказаться от переселения

Граждане имеют возможность отказываться от выкупной цены и предлагаемого жилья, но муниципальные власти будут вынуждены обратиться в суд.

Как переселяются наниматели

Если люди проживали в аварийном строении на основании договора соцнайма, то новая квартира будет предоставляться при учете норм, прописанных в ст. 86 ЖК.

Важно! Площадь предлагаемого помещения не может быть меньше, чем квадратура прошлой квартиры.

Наниматель может рассчитывать даже на более значительную по квадратуре жилплощадь, если при этом состоял на соответствующем учете. В этом случае ему может предлагаться субсидия, направляемая на покупку жилья.

Читать еще:  Алименты бывшему супругу инвалиду

Как переселяются собственники

Как происходит переселение собственников. Фото: 77metrov.ru

Если помещение принадлежит человеку на праве собственности, то он может выбрать один из вариантов:

  • предоставление нового помещения, являющегося качественным и благоустроенным, причем его размер должен быть идентичным квадратуре прошлой квартиры, а также должно иметься одинаковое число комнат;
  • если ранее человек становился на учет, на основании которого ему требовалось улучшение жилищных условий, то ему будет выдаваться более комфортная и большая квартира, которая по квадратуре превышает его прошлую жилплощадь, но выдается это жилье на основании договора соцнайма, а также в будущем не получится его приватизировать;
  • получение выкупной цены на основании ст. 32 ЖК и ст. 281 ГК, так как владельцы квартир могут отказываться от предлагаемых объектов, если они каким-либо образом их не устраивают.

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Пресса о Совете
  • Татарстан в 20 раз сократил бюджет расселения аварийщиков и допустил нарушения закона

Татарстан в 20 раз сократил бюджет расселения аварийщиков и допустил нарушения закона

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России указал на незаконные действия властей Татарстана при реализации программы расселения аварийного жилья. Одновременно с выпуском рекомендаций зеленодольские власти начали принудительное выселение людей на Украинской улице – пока три квартиры, но в перспективе еще 60. В то же время, суды по исполнительным решениям продолжаются – даже там, где сами же представители властей говорили, что не будут настаивать на выселении.

Выселять зеленодольцев из дома №23 по улице Украинской сегодня прибыли сотрудники ОМОНа, судебные приставы и чиновники. Сначала сообщения о принудительным выселении под охраной росгвардейцев казались преувеличением. После в пресс-службе ведомства подтвердили:

«В рамках межведомственных мероприятий в Зеленодольске сотрудники Росгвардии обеспечивают беспрепятственную работу сотрудников взаимодействующих органов».

Высказались и судебные приставы. Отметили, что в три квартиры чиновники вместе с группой поддержки пришли после того, как жильцы отказались исполнять решения суда.

«Исполнительные действия производятся на основании решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан. Гражданам были вручены требования об исполнении судебного решения. В связи с тем, что решение суда в добровольном порядке ими не исполнено, выселение производится принудительно. В момент прибытия судебных приставов жильцы добровольно покинули помещения аварийного дома, на основании чего был составлен соответствующий акт. В ближайшие сроки запланированы исполнительные действия по выселению из 60 квартир аварийных домов».

Выселения начались ровно в тот день, когда члены СПЧ выпустили расширенное сообщение о визите в Татарстан и программе расселения аварийного жилья, вызвавшей нарекания жителей республики. Открытым остается вопрос исполняемости рекомендаций СПЧ. Станут ли они спасением для сегодняшних аварийщиков или помогут лишь тем, кто столкнется с проблемой в будущем.

Обещания забыты?

График дальнейшего принудительного расселения 60 семей не оглашался. В СПЧ, кстати, напомнили, почти половины пока не расселенных жителей Зеленодольска живут в домах по улице Декабристов, незаконно признанных аварийными. Члены комиссии Совета нашли несколько нарушений.

«Не проводилось инструментального обследования технического состояния и оценки пригодности к проживанию, предусмотренных пунктами 7, 42 — 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, — говорится в отчете. — Это нарушение является существенным. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры безусловно свидетельствует о незаконности решений о признании жилых домов аварийными».

Есть и еще одна критическая точка программы, вызывающая вопросы. Несмотря на то, что для ряда жителей были приняты индивидуальные решения, де-факто они не исполняются. Так, с квартирой обещали помочь 92-летней ветерану труда Марфуге Гадиевой, однако ее имя в числе пострадавших значится и в сегодняшнем отчете СПЧ. Невыполненным остается и обещание выдать квартиру Гузель Карповой – аварийщице из Полукамушков. Вместе с сыном-инвалидом она стояла сразу в двух очередях, ей было гарантированно жилье. Но местные власти посчитали иначе и подавали все новые апелляции. Верховный суд РТ встал на сторону Карповой, но представители муниципалитета говорят, что квартир нет. Тем временем, исторические Полукамушки продолжают гореть, а люди ввели дежурства, чтобы не стать жертвами пожаров. Наконец, во вторник, 25 июня состоится судебное заседание по иску Зайтуны Коротковой. Не выселять ее обещали и глава района Александр Тыгин, и премьер-министр РТ Алексей Песошин. Более того, как рассказал «Казанскому репортеру» юрист аварийщиков Сергей Сычев, есть судебное решение, признающее дом не аварийным. Но… тяжбы продолжаются.

Звучало и другое обещание. Представители властей Татарстана говорили, что ни один из аварийщиков не будет выселен на улицу, и для каждого найдут компромиссное решение. Тем не менее, разнарядки выданы на 60 адресов. Сергей Сычев полагает, все дело в том, что району с республиканского уровня переданы средства на снос.

Незаконные решения и перегибы

О незаконных экспертизах, признающих дома аварийными, мы уже говорили выше. В продолжение приведем еще один тезис. Члены СПЧ лично прошли по объектам из списка ветхих. Осмотрев подъезды, некоторые квартиры и чердачные помещения жилых домов №№ 3, 9, 13 по ул. Декабристов, отметили, что техническое состояние «визуально является добротным и факторов очевидной опасности для проживания граждан не выявлено».

Кроме того, в отчете приводятся свидетельства аварийщика Владимира Сапунова о домах на Декабристов. Он настаивает, что до последнего времени в домах исправно проводились ремонтные работы.

«При возможности и финансовой приемлемости капитального ремонта целесообразен пересмотр постановлений об аварийности и судебных решений о сносе. Тем более, что муниципальное жилье в том же Зеленодольске давно не строится, а в жилищной очереди с 1982 года стоят почти 1 тыс. семей, и у администрации нет возможности быстро исполнить даже 23 судебных решения о немедленном предоставлении жилья внеочередникам».

Работу над ошибками рекомендуют провести Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ вместе с другими органами власти. Пока проводятся экспертизы, стоит приостановить рассмотрение дел судами, полагают в Совете. А в случае исключения домов из списка аварийных, иски и вовсе должны быть отозваны. Таков план. Что будет на самом деле, покажет время. Дело в том, что власти Зеленодольского района уже заявили жильцам, действительно, их дома могут быть обследованы. Но если объекты исключат из программы, все кто уже выехал и получил компенсации, должны будут покинуть новые квартиры и вернуть деньги.

О полученных частью жителей новых квартир в СПЧ тоже сложили свое мнение. Тем, кто не мог претендовать на жилье метр в метр и нормальную компенсацию, средства выделяли из расчета около 11 тысяч рублей за квадратных метр. На эту сумму люди смогли купить жилье, «площадью, не обеспечивающей даже нормальный объем воздуха для сна». Причем страдали чаще всего те, кто не может позволить себе так называемый республиканский инструмент в помощь – социальную ипотеку. Это незащищенные слои населения, ветераны, пенсионеры, многодетные семьи и так далее. Именно поэтому в СПЧ предлагают подумать о других механизмах поддержки для незащищенных слоев населения – помимо социальной ипотеки и найма. Но даже если такие механизмы придумаются, непонятно что делать с теми, кто уже лишился жилья. Тем более, что среди таких есть люди, готовые предоставить документы, доказывающие незаконность действий властей. Пример – история семьи Волковых.

«14 мая 2018 года семья была выселена без предоставления другого жилья из находящейся в собственности трехкомнатной квартиры в доме № 111 по ул. Белоглазова Альметьевска, признанного аварийным постановлением исполкома Альметьевского муниципального района от 23 декабря 2008 г. № 3375, — напоминают в СПЧ. — При этом заявитель указывает об отсутствии информации о решении о признании дома аварийным и о принятии с жителей оплаты за капитальный ремонт еще в течение 1,5 лет после его признания аварийным. Между тем, в силу ч. 2 ст. 169 ЖК РФ собственники аварийного жилья освобождены от оплаты капремонта».

Среди прочих отмечены случаи уговоров представителей властей приватизировать квартиры, которые должны были признать аварийными. В этом случае, люди лишались права получения жилья метр в метр. Да и в целом приватизация ветхого жилья – это незаконная мера. Подобные примеры СПЧ зафиксировали в разных точках республики и надеются на прокурорскую проверку этих фактов и другие нарушений.

Где деньги?

Расчет стоимости аварийной программы – еще один пункт в отчете. Итак. Финансирование программы планировалось осуществлять за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ – 4,334 млн рублей и 5,441 млн рублей – за счет бюджета Республики Татарстан. Однако впоследствии Фонд выполнил свои обязательства полностью, а республика внесла только 200 млн рублей.

«Членам рабочей группы СПЧ не ясна причина более чем 20-кратного снижения размера финансирования расселения аварийного жилья за счет бюджетных средств Республики Татарстан. Одностороннее изменение субъектом Федерации объема долевого финансирования является нарушением п. 2.2. ст. 15.1 Закона № 185-ФЗ», — говорят в СПЧ.

В результате программа финансировалась так:

  • средства Фонда – 4,464 млн рублей.
  • средства бюджета Республики Татарстан – 972,8 млн рублей.
  • средства органов местного самоуправления – 75,3 млн рублей.
  • внебюджетные источники финансирования – 0,48 млн рублей.

Отсюда и выкупная стоимость в 11 тысяч рублей за квадратный метр. Изначально людям предлагалось платить более 20 тысяч рублей за метр и, в целом, многие согласились бы с таким вариантом. Тогда из своих средств доплатить пришлось бы около трети стоимости.

Читать еще:  Новое в законодательстве по дачным участкам

В Совете по правам человека не говорят о том, что Татарстан полностью провалил программу расселения аварийного жилья. Меры, предпринятые властями, в целом, оценены высоко. Действительно, с 2013 по 2018 год новое жилье получили значительное количество аварийщиков. Однако большое число жалоб позволяет рабочей группе СПЧ завершить свой отчет следующими выводами и рекомендациями:

  1. Предусмотренный федеральным законодательством (Жилищным кодексом РФ и Законом № 185-ФЗ) механизм расселения аварийного жилья нарушает конституционное право на жилье малообеспеченных граждан — собственников, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
  2. Механизм, использованный органами власти Республики Татарстан, является дополнительной возможностью обеспечения жильем граждан — собственников аварийного жилья, но крайне низкий размер выкупной стоимости в 11 022 руб. за кв. метр не позволяет многим малообеспеченным семьям приобрести в собственность другое жилое помещение без привлечения заемных средств.
  3. Кабинету министров Республики Татарстан рекомендовано изыскать возможности обеспечения конституционных прав на жилье и на частную собственность малообеспеченных граждан-собственников аварийных жилых помещений, прежде всего, из социально приоритетных категорий населения (одиноких пожилых граждан, одиноких инвалидов, семей с ребенком-инвалидом и др.), не способных выплачивать ипотечный кредит, внеся изменения в республиканские нормативные правовые акты, регламентирующие механизмы расселения аварийного жилья.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу

Здание признается аварийным после заключения жилищной комиссии, которая выявила в ходе осмотра повреждения угрожающие дальнейшему проживанию людей в данном объекте.

Существуют стандарты, позволяющие выявить степень износа дома. Все они указаны в Постановлении правительства №47 от 28.02.2006 года. Исключением является частный сектор. Расположенные в нем здания признаются аварийными на усмотрение местных властей.

Это не означает, что муниципалитет халатно отнесется к проверке таких объектов. Если жильцы попросят провести осмотр технического состояния здания, а комиссия выявит аварийность, то людей, скорее всего, переселят. В противном случае при обрушении дома и причинении вреда здоровью чиновникам грозит уголовная ответственность.

Дом признается аварийным в случаях:

Износа опорных перекрытий и фундамента: деревянных-65%, каменных-70%.При условии наличия видимых повреждений.
Расположение объекта недвижимости.Дом должен находиться на пригодной для жизни территории. Например, если рядом появилась промышленная зона, это считается нарушением и дом признается аварийным.
Отсутствие инженерных систем.В доме должна быть канализация, вода, свет, отопление, газ. В строениях имеющих два этажа, допускается отсутствие канализации и водопровода.
Нарушение норм СЭС.Шум, электромагнитные излучения, вибрации, радиационный фон.

Не подлежат выселению граждане, чей дом признан ветхим. Понятие ветхости не отображено в законодательстве, зато используется жилищной комиссией. Ветхим домом является строение, требующее ремонта, но неугрожающие жизни и здоровью жильцов.

[stextbox mode=»css»]При одинаковых показателях износа несущих конструкций особое внимание уделяют состоянию фундамента и перегородок. При видимых повреждениях дом признают аварийным, при их отсутствии ветхим.[/stextbox]

Выселение в связи со сносом дома

Выселение из дома, предназначенного под снос, осуществляется в разные сроки. Все будет зависеть от срочности демонтажа объекта.

Например, если здание грозит обрушением и нахождение жильцов в нем невозможно, людей выселят из квартир в кратчайшие сроки.

Если здание признано аварийным, но угрозы внезапного обрушения нет, собственник может выселить жильцов в течение года.

Если властям понадобилась земля под ветхим домом, и его было решено пустить под снос, то определить сроки выселения затруднительно.

В последнем случае жильцы должны быть уведомлены о желании властей забрать землю под их домом за год до предполагаемого расселения. Определиться с денежной компенсацией или предоставлением новой жилплощадью обязаны в течение двух лет. Если этого не произошло, уведомление можно считать недействительным.

[stextbox mode=»css»]Жилец может оспорить уведомление, если не расписывался за его получение.[/stextbox]
[stextbox mode=»css»]

Основания выселения граждан из жилых помещений

Порядок выселения

Существует определенный порядок выселения в связи со сносом здания, которого должны придерживаться не только собственники, но и жильцы.

Признание дома аварийным.Инициатором обращения в жилищную комиссию могут быть жильцы, управляющая компания или собственники.
Уведомление жильцов.Муниципалитет, в чьей собственности находится дом, обязаны уведомить жильцов о выселении за год.
Определение размера компенсации.Людям, которые проживают по муниципальному договору, предоставляют новое равное по площади жилье. Собственникам квартир, могут предоставить новую жилплощадь или выплатить рыночную стоимость квартиры.
Транспортные расходы.При выселении из аварийного жилья все расходы по переезду оплачивает собственник здания. Но не более одного раза.

[stextbox mode=»css»]Жилец может не согласиться с условиями предложенными властями, в этом случае денежную компенсацию или условия нового жилья назначает суд.[/stextbox]

Собственников

Если квартира находится в собственности человека, то выселить его становится сложнее, даже если дом признан аварийным. Чиновники не могут обязать жильца переехать в аналогичные условия проживания без определенных договоренностей.

Это не означает, что хозяин приватизированной квартиры может диктовать свои условия и оставаться в аварийном доме до бесконечности. Он может не согласиться с предложенным жильем, районом или суммой компенсации, но в конечном счете его обяжут в судебном порядке.

Другое дело, если дом признан ветхим, а земля понадобилась местным властям. Тогда судебные споры могут затянуться надолго.

[stextbox mode=»css»]Если здание угрожает обрушением, то жильцы будут выселены в административном порядке с санкции прокурора, а дом будет снесен.[/stextbox]

По договору социального найма

Выселение из аварийного жилья нанимателей происходит в порядке ст. 89 ЖК РФ. Собственник здания обязан предоставить жильцам аналогичные условия для проживания.

На практике выселение может происходить в пользу квартирантов. Например, если люди проживают в коммунальной квартире, то расселять их будут в отдельную жилплощадь. Причем право приватизации новой квартиры им предоставлено по закону.

Но могут возникнуть трудности. Например, при экстренном выселении из аварийного жилья социальных квартирантов могут переселить в маневренный фонд. Это временное жилье предоставленное государством или управляющей компании.

Заселиться в законную жилплощадь получается не быстро. Приходится ждать очереди и проживать во временном жилье до трех лет.

[stextbox mode=»css»]Отличием маневренного фонда от муниципального, является договор, который нельзя продлить.[/stextbox]

Судебная практика

Судебная практика по выселению собственников из аварийного жилья применяется исходя из требований компенсации и возможности обрушения здания.

Нередко, владельцы жилья пытаются получить личную выгоду, игнорируя реальную угрозу обрушения дома. Но так бывает не всегда.

Например, пенсионеры, прожившие в здании всю жизнь, не осознают опасности аварийности жилья и отказываются покидать квартиры.

Или лица, состоящие на учете в психоневрологическом диспансере также не понимают причин освобождения своей жилплощади. Такие люди часто проживают одни, без попечительства и самостоятельно принимают решения.

Выселение, возможно только по решению суда или с санкции прокурора. Насильно заставить их покинуть помещение нельзя. Это уголовно наказуемое деяние.

[stextbox mode=»css»]Скачать обзор судебной практики по выселению из аварийного жилья собственников можно ЗДЕСЬ.[/stextbox]
[stextbox mode=»css»]

Как выселить соседей из коммунальной квартиры

Выселение граждан из жилых помещений специализированного жилищного фонда

Административный порядок

При выселении из аварийного жилья все действия властей регулируются законодательно с помощью Жилищного и Гражданского кодексов. Суд рассматривает дела о выселении с учетом Постановления ВС от 02.07.2009 г. №14. Особое внимание уделяется незащищенным слоям общества:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • детям;
  • малоимущим.

Но при условии несрочного выселения, а запланированного.

А что делать, если есть опасность обрушения здания не через год, а сегодня? И жилищная комиссия это подтвердила.

Тогда людей выселяют принудительно, не дожидаясь решения суда. Такое разрешение выдается прокурором и называется административным.

Стоит отметить, что все действия такой формы освобождения помещения спорны и могут быть обжалованы в судебном порядке. Но если возникла реальная угроза жизни и здоровью граждан, суд не примет сторону недовольных жильцов.

Заключение

Дела о выселении являются самыми сложными для всех участников процесса. Каждая сторона считает себя правой, судья обязан разобраться в ситуации, учесть интересы граждан.

Но если жильцам угрожает опасность погибнуть под завалами, любое действие властей будет оправдано. Не нужно искать личной выгоды, требовать компенсации сегодня. Вы всегда успейте это сделать завтра, суд примет вашу сторону. Но при угрозе не мешайте соцслужбам делать свою работу. В противном случае можно серьезно пострадать.

Продолжение следует

В теории механизм планомерной работы по изучению состояния зданий и своевременному размещению данных в единой системе уже существует.

В рамках исполнения пункта 1 поручения президента Российской Федерации 5 июля 2017 года Госдума приняла в первом чтении законопроект 107057–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». Документ уточняет понятие государственного учёта жилфонда, включающего сбор, обработку и хранение информации об объектах. Эти сведения отражают технические характеристики и состояние строений, позволяют их индивидуализировать, осуществлять мониторинг использования. Результаты включат в электронные паспорта и занесут в государственную информационную систему жилищно–коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Андрей Карельский, генеральный директор ГУП «Леноблинвентаризация», так комментирует сложившуюся ситуацию: «К сожалению, при всей важности вопроса на сегодняшний день дата рассмотрения проекта во втором чтении до сих пор не определена. Положение непростое, ведь от этого закона зависит не только нормальное функционирование системы техучета, которая за столько лет успешно доказала свою необходимость, но и получение полной и актуальной информации о состоянии жилфонда, а следовательно, зависит наша с вами безопасность. Этот вопрос находится на личном контроле у губернатора Александра Дрозденко, и поэтому недавно им было направлено соответствующее обращение руководству Минстроя, содержащее позицию и предложения Ленинградской области по данному законопроекту. И я, и мои коллеги из других регионов ждем положительного решения и принятия закона в обозримом будущем».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector