Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развод и православие

Православный развод

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике. Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика. Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей. Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление. По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

Читать еще:  Работодатель не индексирует зарплату что делать

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.

Три главных вопроса о разводе

Вот почему всем, кто задумывается о разводе, священник советует подумать о трех очень важных вещах.

– Спросите себя «А что я скажу Богу на Страшном суде в свое оправдание, как объясню Ему, почему развелся?», – говорит отец Георгий. – Есть у вас ответ? Что именно случилось, почему вы не хотите больше жить в браке? Вы не сошлись характерами, потому что не хотели смиряться? Или вас не устраивало что-то в быту? Или причина в деньгах? А может, во внешнем виде партнера? Разве все это – вместе или по отдельности – может быть причиной для развода? Перед Богом – может?

– Второй вопрос – цели развода. Спросите: «Что я хочу получить?». Например, вы не хотите больше видеть друг друга. Ну так попробуйте расстаться на время – для этого не обязательно разводиться. Заодно и решите, действительно ли вам это нужно. Главное, не спешите с разводом. Сломать что-то легко, а вот выстроить заново – очень трудно, – подчеркивает отец Георгий.

Читать еще:  Продавец не принимает товар обратно что делать

И, наконец, третий вопрос, не менее серьезный: как вы объясните своим детям, почему решили развестись?

– Воспитывается ребенок в полной или в неполной семье, имеет колоссальное значение – я говорю это как священник, каждый день общающийся с людьми, – объясняет Георгий Харин. –Нельзя искусственно научить семейной жизни, если семьи как таковой нет. Такие дети, повзрослев, часто сами несчастны в браке. Приведу пример. Бывает, что мужчина думает о разводе, так как не может жить со своей женой. Когда он начинает описывать свои отношения, становится ясно, что эта женщина воспитывалась без отца, а потому ведет себя как мужчина, ведь она привыкла видеть мать, которая заменяла ей и маму, и папу. Для нее это естественно,

а для ее мужа – нет. Он не может жить с женщиной, которая привыкла к мужской линии поведения. В результате оба несчастны.

– Вот почему, когда пара, имеющая детей, обращается с вопросом о разводе, то обычно священник отговаривает их от этого шага, не жалея времени на то, чтобы разобраться в ситуации и попытаться им помочь, – продолжает отец Георгий. – Многое можно понять и простить, и многое на самом деле – ерунда по сравнению с трагедией разрушения семьи.

Пропаганда деньгами

Согласно проекту «Концепции», многодетным семьям будут выплачивать федеральные надбавки к ежемесячному пособию, предоставлять полное освобождение от уплаты подоходного налога при наличии пяти и более детей. Беременным женщинам предлагается выплачивать ежемесячное пособие. Женщинам, имеющим госсертификат на «материнский капитал», позволят из него единовременно потратить 12 тысяч рублей на товары для новорожденного.

Вводятся понятия «отцовского капитала» (при рождении четвертого и далее ребенка) и «бабушкиного капитала» (при рождении четвертого и далее внука). Их размер в документе не оговаривается. «Материнский капитал» можно будет использовать для оплаты образования многодетной матери или отца, а также на покупку многоместного автотранспорта.

Галина Михалева считает экономическую часть «Концепции» нереализуемой. «Потому что для этого нет никакой инфраструктуры. Если вы хотите чтобы рождаемость действительно повышалась, надо каждого ребенка обеспечить местом в детском саду, надо в разы повысить детское пособие, надо отказываться от принципа коммерциализации образования, здравоохранения. А у нас все это идет в противоположном направлении», — заявила Михалева.

По ее мнению, уже существующая система «Материнского капитала» не дает никаких плодов: «Это глумление. Что можно купить на 300 тысяч, если это квартира, например, в Москве? Один квадратный метр. Ну или если в провинции, то четыре – можно как раз кроватку поставить! Не купишь же ничего».

Отдельным пунктом в «Концепции» значится «развитие индустрии детских товаров, включая стимулирование развития отечественного производства детских игр, игрушек, игрового оборудования, создание бренда «Национальная игрушка».

Как расторгнуть?


Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.

Читать еще:  Трудовой договор с иностранным гражданином для ип

Документы


В церковь с собой стоит взять:

  • паспорта;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о венчании;
  • письмо архиерею;
  • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.

На развод не берут благословение Церкви, это гражданская процедура

Развод по-христиански возможен, хотя он не представляет собой какую-то конкретную процедуру. Не существует чина развенчания. Но это не значит, что люди венчаются один раз в жизни. Просто это не та процедура, которую необходимо аннулировать.

Это в XVI веке несчастному Генриху VIII пришлось основать новую, Английскую Церковь, чтобы аннулировать старый брак. Сегодня же всё проще. Брачные отношения находятся в гражданском ведомстве: им же регистрируются, им же и расторгаются.

Православная церковь не рассматривает брак как нечто, что создаётся и аннулируется богослужебной процедурой. Есть просто момент, когда брак распался: на бумаге он есть, а фактически нет. В таких случаях люди уже не являются «одной плотью».

И это не всегда только из-за измены супруга или разногласий в вере. Причин для развода больше. Но об этом — позже.

Главное — это то, что нам не нужно благословение православной церкви на развод, как не берут его аборт и другие неоднозначные процедуры. Эти вещи касаются личной жизни человека, они вне поля деятельности священников.

Фактически, ни один батюшка не правомочен от лица церкви влиять на мнение человека. Да, есть пожелания, есть рекомендации, но правильная позиция священника здесь: «Как считаешь нужным, так и делай». Если ситуация будет тяготить, в ней можно исповедаться.

Мы в контакте

  • 5 сентября 2021 г. «Мое кредо» (Рязань)

Мое кредо. Беседа со священником Артемием Пархоменко. Продолжение

5 сентября 2021 г. «Воскресные беседы с епископом Каскеленским Геннадием» (Алма-Ата)

Воскресные беседы. Равноапостольный Косма Этолийский

5 сентября 2021 г. «Церковь и общество» (Москва)

Церковь и общество. Беседа с членом Союза писателей России, публицистом О.В. Ефимовым. Часть 1

5 сентября 2021 г. «Мысли о прекрасном» (Москва)

Мысли о прекрасном. Заслуженный художник России, скульптор Константин Чернявский. Часть 3

5 сентября 2021 г. Православный словарь

Православный словарь. Новолетие

Обряд развенчания в православной церкви

Итак, развенчания не существует, есть только возможность получить благословение на брак. Если причины для развода покажутся священнослужителям не существенными, разрешения не будет. Что для этого нужно?

Подавать прошение можно только после развода и заключения брака

Второе венчание проходит примерно так же, как и первое. Разница лишь в том, что теперь над головами новобрачных никто не держит венцы. При это не имеет значения, что, допустим, второй брачующийся участвует в таинстве впервые.

Чтобы обряд состоялся, нужно предоставить такие бумаги:

  • общегражданские паспорта обоих новобрачных;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о заключение брака (второго);
  • заявление, поданное на имя правящего архиерея о снятии венцов.

Венчание оплачивается за счет добровольного пожертвования. Его размер может быть назван в храме или же определяется брачующимися самостоятельно.

Помните, что расторжение союза, заключенного в церкви, возможно только в крайней невозможности сохранить семью. Брак – это завет между мужчиной и женщиной. Они становятся одним целым, поэтому с точки зрения христианства развод недопустим.

Сочетание мужчины и женщины было задумано Богом, как вечный союз. Господь создал семью для двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (от Матфея. 19, 9). Весьма ясное повеление.

Развенчание в церкви не проводится. Если посмотреть статистику повторных церковных браков при живом первом супруге, она покажется весьма неутешительной – число разводов превышает 70%, а остальные пары живут не очень хорошо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector