Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение квалификации понятие и содержание

Научный результат. Педагогика и психология образования

В современных условиях стандартизации профессионального образования повышение квалификации является значимым социально-педагогическим явлением в жизни человека, так как обеспечивает непрерывность образования, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важное значение для личности, его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам. В этой связи актуализируется профессиональное развитие специалистов в сфере туризма. Обновление их теоретических и практических знаний возможно как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования.

В настоящее время сформированы основные направления повышения квалификации, которые нацелены, по оценкам руководителей крупных туристских предприятий и гостиничных сетей, в основном, на дополнение сформированных у сотрудника профессиональных знаний и умений, а также развитие их личностно-мотивационной сферы. За последние годы особую значимость стали приобретать способности специалиста сферы туризма принимать решения в проблемных производственных ситуациях, разрабатывать креативные подходы к внедрению новейших технологий, что связано с развитием профессиональной компетентности.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абз. 2 п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Типовое положение).

«Повышение квалификации — дополнительное обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний; регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности». Профессиональная квалификация это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны, потенциальную возможность работника выполнить работу определенной сложности, а с другой — уровень развития самого работника [8].

Исходя из выше изложенного, «квалификации» понимаются, с одной стороны, как подтверждение права человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности, ас другой, как собственность людей, при условии подтверждения (согласно утвержденным процедурам) соответствия освоенных ими знаний, умений и широких компетенций установленным стандартам.

Включение в содержание понятия «профессиональная квалификация» термина «уровень развития» влечет за собой необходимость обращения к следующему содержательному элементу — «определение (оценивание) профессиональных качеств». Это позволяет понимать под квалификацией и готовность работника создавать продукты профессиональной деятельности, а также оценивание качеств этих продуктов в сравнении с требуемыми в соответствии с определенными стандартами и признанными наиболее значимыми и эффективными для социальной системы.

Повышение квалификации специалистов в сфере туризма является последипломным этапом обучения в системе непрерывного туристского образования. Оно осуществляется вузами, туроператорскими компаниями с ориентацией на сотрудников туристских агентств или на собственных сотрудников, а также компаниями по бизнес-обучению, предлагающими открытые и корпоративные программы обучения.

При проведении открытого обучения его участниками одновременно могут быть сотрудники разных компаний. При построении подобных программ обучения не выявляется исходный уровень знаний, умений и навыков обучающихся. Темы занятий, формы и методы открытого обучения определяются заранее.

Одно из требований повышения квалификации специалистов сферы туризма – системность. Считается, что система профессионального образования должна своевременно реагировать на изменения социального заказа общества и совершенствовать модели подготовки специалистов, с учетом того, что деятельность специалиста сервиса и туризма осуществляется в контексте «человек-человек» следует уделять большое внимание психологической подготовке [1, С.145-147].

Читать еще:  Составить иск в суд о самострое

С целью выявления проблем повышения квалификации работников туристского бизнеса нами был составлен опросник из восьми вопросов и опрошено 50 специалистов сферы туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса г. Барнаула.

Ежегодно 100% респондентов повышают свою квалификацию, при этом 83% опрошенных удовлетворены курсами повышения квалификации, 17% респондентов удовлетворены не в полной мере (см. рис. 1).

Наиболее востребованными формами повышения квалификации для работников турбизнеса являются: очно-заочная (70% опрошенных), дистанционная (60% опрошенных), очная (37% опрошенных) (рис. 2).

Наиболее приемлемыми формами курсов повышения квалификации для респондентов являются: семинары (80%), практикумы (93%).

Наиболее значимыми направлениями, изучаемыми на курсах повышения квалификации для специалистов сферы туризма являются (рис. 4): нормативно-правовая база турбизнеса (67%), новые информационные технологии в туризме и сервисе (57%), инновации в маркетинге и рекламе турбизнеса (87%).

Таким образом, проведенный анализ сущности процесса повышения квалификации специалистов турбизнеса, а также проведенный опрос сотрудников туристских фирм и управленцев в данной сфере позволил выявить ряд проблем. На сегодняшней день существует необходимость постоянного повышения квалификации специалистов в сфере туризма. Данная необходимость обусловлена тем, что сфера сервиса и туризма стремительно развивается, и это требует постоянно новых знаний в различных областях. Поскольку менеджеру по туризму в современных рыночных условиях необходимо быть конкурентоспособным, мобильным, уметь выстраивать свою профессиональную деятельность в изменяющихся социально-экономических ситуациях.

На наш взгляд, необходимо выстроить систему повышения и профессиональной переподготовки специалистов, включающую в себя различные формы и методы обучения: активные, интерактивные. Необходимо отметить, что в настоящее время повышение квалификации проводится фрагментарно, очень часто используется, дистанционная, очно-заочная формы обучения, что не в полной мере решает данную проблему. На наш взгляд, целесообразно использовать очные формы повышения квалификации, занятия проводить с использование активных форм обучения: тренинги, деловые игры, «мозговой штурм» и др., привлекать к проведению курсов работников туристской сферы.

Что такое повышение квалификации персонала?

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров А.А. Денежно, определяет одним термином – «обучение персонала». В тоже время под обучение персонала С.А. Слободчикова, понимает «целенаправленный, систематический процесс овладения знаниями, умениями и навыками, путем общения с опытными специалистами, наставниками, руководителями».

Мигачева Г.Н. под повышением квалификации понимает направление, с помощью которого осуществляется последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Г.Н. Мигачева, в своем определение делает упор именно на рост мастерства по имеющейся у работника профессии, с одной стороны, позиция автора понятна, ведь повышение квалификации может производиться только по тем направлением, по которым у работников уже есть определенные навыки. С другой же стороны, в том случае, если работник, например тракторист, решил освоить новые способы обработки земли, то здесь на лицо, уже не только перепрофилирование его деятельности, но и повышение уровня его квалификации. В связи с чем, необходимо сделать вывод о том, что повышение квалификации может быть элементом не только совершенствование профессиональных знаний по имеющейся у работника профессии, но и профессиональных знаний, работников, чьи профессии косвенно связаны с направлением повышения квалификации.

Повышение квалификации, как считает О.М. Каптановская, представляет собой «обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности». По мнению автора, основной целью обучения является углубление и совершенствование профессиональных качеств работников предприятия, а также повышение навыков и росте мастерства по имеющимся у него профессиям.

Читать еще:  Продали алкоголь в день запрета что делать

Практически аналогичной точки зрения придерживается И.А. Бородин, он считает, что повышение квалификации «представляет собой получение дополнительного профессионального образования» .

С таким понятием как квалификация персонала, связаны ряд понятий, характеризующих профессиональные и личностные качества работников. Так, под профессиональным образованием следует понимать одно из звеньев системы непрерывного образования, способствующего подготовки человека к одному из видов трудовой деятельности.

Под подготовкой кадров, необходимо понимать планомерное и организованное обучение работников и выпуск квалифицированных кадров для различных областей трудовой деятельности.

Понятие «квалификация персонала» также закреплено в ст. 195.1 ТК РФ под данной правовой категорией понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника». Таким образом ТК РФ учитывает только приобретенные качества трудового профессионализма работников.

В современных условиях развитие персонала становится ключевым фактором для достижения целей предприятия и его стратегического развития.

Каких сотрудников нужно обучать

Безусловно, что зная свой бизнес, вы понимаете, каких именно должностей должно коснуться повышение квалификации. С этого и начните: определите, кого нужно учить — программистов, бухгалтеров, менеджеров и т. д.
Затем поставьте цели обучения, которых вы планируете достичь: увеличить производительность труда, улучшить качество услуг, внедрить новые технологии и прочее. От целей будет зависеть содержание обучения.

Далее можно выбрать конкретных людей. Здесь важно понимать, что если у самого работника нет желания учиться, то и хорошего результата ожидать не стоит.

У сотрудников, чью квалификацию вы хотите повысить, должна быть мотивация к обучению:

  • возможность карьерного роста;
  • повышение заработной платы;
  • улучшение условий труда и т. п.

Учтите, что обучение персонала — это ещё и способ повысить лояльность сотрудников к компании. Работники лучше относятся к компании и охотнее работают на её благо, если видят, что компания настроена на долгосрочное сотрудничество и заботится о сотрудниках.

Для выявления сотрудников, которых нужно обучать, можно анкетировать самих сотрудников и непосредственных руководителей:

Правительство Российской Федерации постановлением от 28.07.2020 №1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного.

Лесные участки из состава земель лесного фонда не могут быть оформлены в частную собственность, поскольку статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации строго закреплена федеральная.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru размещены проекты «Правил пожарной безопасности в лесах» и «Правил санитарной безопасности в лесах».

В настоящее время указанные документы находятся на стадии общественных обсуждений и независимой экспертизы. Ознакомиться.

С 19 апреля 2020 вступил в силу приказ Минприроды России от 06.02.2020 № 51 «О внесении изменений в Лесоустроительную инструкцию, утвержденную приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122».

Приказом вносятся изменения в пункты 44 и 47 Лесоустроительной инструкции, касающиеся прежде всего дешифровочного способа проведения таксации леса. Главным изменением.

В данный перечень входят действующие акты, которые не применяются на практике.

Организация процесса обучения персонала

Непрерывность процесса обучения в организации является одним из наиболее важных факторов развития персонала. Считается, что успешная система обучения в той или иной мере должна охватывать всех сотрудников компании, поскольку именно квалификация персонала рассматривается как одно из условий достижения корпоративных целей и задач. В целом, выделяется несколько вариантов стратегии:

Читать еще:  Помарки в трудовой книжке что делать

Изучить стратегию конкурентов, перенять опыт и обучать свой персонал по такому же принципу, аналогичным знаниям, навыкам и умениям;

Изучить передовые методы, прогнозировать тенденции развития рынка и двигаться, опираясь на стратегию компании, т.е. быть впереди конкурентов;

Принять во внимание специфику, опираясь на собственную стратегию и экономическую ситуацию, двигаться собственным курсом.

Схематично непрерывность процесса обучения можно представить следующим образом:

Затраты на обучение

Работодатель должен оплатить образование полностью только в случаях, когда он обязан, а не вправе проводить обучение работников. В ином случае он может оплатить его и частично в зависимости от договоренности с сотрудником.

Если работник не выполняет свои обязанности, например не приступает к работе, увольняется без уважительных причин до истечения срока обязательной отработки, он обязан возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение (ст. 207, 249 ТК РФ). Затраты к возмещению исчисляются пропорционально неотработанному времени. Если сотрудник отработал хотя бы часть времени, то работодатель уже не сможет потребовать возмещения всех расходов на обучение 5 .

В трудовом договоре или соглашении об обучении можно предусмотреть и иные условия о возмещении.

Повышение квалификации кадров — это обучение с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Повышение квалификации руководящего и диспетчерского cостава ОрВД проводится в целях:

  • изучения новых средств и современных методов обслуживания воздушного движения;
  • совершенствования и приобретения углубленных знаний, умений и навыков по своей профессии, в организаторской и методической работе и управлении производством.

Переподготовка персонала

Переподготовка персонала — это обучение с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Мероприятия, направленные на обеспечение потребностей Предприятия в специалистах ОВД:

  • профориентационная работа, направленная на привлечение молодежи для работы во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
  • предварительный отбор кандидатов на обучение по специальности «диспетчер ОВД»;
  • обучение в рамках целевой контрактной подготовки в учебных заведениях гражданской авиации;
  • реализация ускоренных и сокращенных программ среднего профессионального образования;
  • тесное взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам обучения.

Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт аэронавигации»

Институт аэронавигации создан для предоставления специалистам качественного и доступного дополнительного профессионального образования, возможности получения необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями рыночной экономики и международных стандартов.

  • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
  • организация и проведение повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций, учреждений и государственных служащих;
  • организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы Института.

Успешная деятельность Института аэронавигации осуществляется благодаря тесному сотрудничеству с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и пониманию особенностей рынка авиационного обучения России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector