Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начисление пенсии госслужащим по новому законодательству

Пенсионный разброд

Корректируя пенсионный возраст, власти не говорят о масштабной реформе и создании единой для всех пенсионной системы. Потому что единой как раз и нет?

На прошлой неделе в ходе четырехчасовых дебатов о повышении пенсионного возраста в Госдуме были обсуждены, казалось, самые разные вопросы — от необходимости такого шага до того, где взять деньги на выплаты пенсий. О последнем пеклись особо: глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров посетовал, например, что сумма трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд (ПФР) растет и уже составила 20 процентов от всех бюджетных расходов, а к 2024–2026 годам «эта цифра может достигнуть 5 трлн рублей». Проблема, впрочем, не столько в величине отчислений, сколько в том, что за этой цифрой скрывается. За ней — другой пенсионный мир страны. И привести оба мира к одному знаменателю пока не представляется невозможным. Да никто и не пытается.

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социолог Дмитрий Рогозин о том, почему дискуссия о пенсионной реформе разрушает общество

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

По случаю и за заслуги

Цифра

Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Читать еще:  Как подать на алименты матери-одиночке

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил

Досье

Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Льготы по возрасту для выхода на пенсию

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии.

С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

Как в Украине началась налоговая амнистия

С 1 сентября в Украине стартовала кампания по легализации капиталов. Все граждане могут «засветить» свое лишнее имущество перед налоговой и, заплатив 5%, спать спокойно.

На Кабмине премьер -министр, между поздравлениями детей с новым учебным годом, а студентов — с повышенными стипендиями, призвал всех граждан «легализировать», отметив, что это «уникальный шанс». Но добавил — дело сугубо добровольное.

Читать еще:  Кто имеет право на бесплатную приватизацию квартиры

Мы уже подробно писали, как будет проходить амнистия капиталов. Стоит отметить, что уже после принятия закона власти придумали для украинцев еще один стимул легализироваться. Глава профильного парламентского комитета Данил Гетманцев заявил о разработке законопроекта, который предоставит налоговикам право выявлять доходы из «неучтенных источников» и начислять на них налог 18%. То есть, по-сути, речь идет о косвенных методах контроля доходов и расходов.

«Любая покупка дороже 400 тысяч гривен автоматически будет попадать на контроль налоговой. И, если официальные доходы человека не покрывают эти расходы, придется объяснить — откуда деньги, и заплатить с «неучтенной» части налог на доходы физлиц, то есть 18%. По-сути, речь идет о попытке залезть в карман каждому украинцу. Думаю, власти озвучили эту идею, чтобы активизировать кампанию по амнистии капиталов. Ведь пока нет косвенного контроля за расходами, легализироваться даже за «льготные» 5% не имеет особо смысла», — говорит глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Но пока проекта о контроле расходов нет. Плюс, даже если он появится, непонятна его судьба в парламенте — голосов за скандальный документ может и не найтись.

Легализация же капиталов уже началась прямо сейчас, и продлится ровно год — до сентября 2022 года. Причем в законе, который будет ее регулировать, много несоответствий и «ловушек».

«Люди могут вообще остаться без денег и имущества», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Как будет проходить налоговая амнистия

Напомним вкратце, по каким правилам будет идти легализация капиталов.

  • Под декларирование попадают активы в Украине и за границей, приобретённые за счет доходов, которые не были задекларированы на 1 января 2021 года (то есть налоги с них не платились).
  • Под налоговую амнистию попадают физлица-резиденты и нерезиденты, если на момент декларирования они были гражданами Украины.
  • В декларировании могут участвовать чиновники и госслужащие низшего и среднего звена, которые с 2010 года подают декларации о доходах. Чиновникам высокого ранга, нардепам, политикам амнистия капиталов недоступна.
  • Ставки на декларируемое имущество следующие: на активы в Украине — 5%, за границей — 9%. Есть вариант с покупкой ОВГЗ — если приобрести их на незадекларированные деньги, можно платить только 2,5%.
  • Деньги, которые подаются на легализацию, обязательно должны размещаться на банковском счете. НАБ в августе прописала особенности открытия таких счетов, но вернемся к этому вопросу чуть позже.
  • Чтобы легализировать активы, нужно обратиться с соответствующим заявлением в налоговую и внести в декларацию имущество и деньги. На них вам насчитают налог от 2,5% до 5%. После уплаты, активы будут считаться полностью «белыми».
  • Что не нужно декларировать (и оно все равно считается легальным): квартиру до 120 квадратных метров или дом до 240 квадратов, нежилую недвижимость до 60 квадратных метров, одно транспортное средство, землю до 2 гектаров, а также другие активы, стоимостью до 400 тысяч гривен.

То есть мимо большинства украинцев кампания по амнистии капиталов пройдет стороной — им попросту нечего декларировать.

Но у тех, кто имеет имущества больше, чем разрешили «не светить» возникает резонный вопрос — стоит ли его легализировать за 5%.

Ловушки легализации

Большинство экспертов, которых опросила «Страна», не верят, что кампания будет массовой.

Олег Пендзин считает, что под легализацию пойдут те, у кого есть недвижимость за границей.

«К ним уже стучат тамошние налоговые инспекторы — требуют показать, откуда доходы, и заплатить налоги. Причем налоги в большинстве случаев выше обещанных нашим государством 9%. Поэтому таким украинцам легализироваться выгодно», — говорит Пендзин.

Что касается остальных, то, по его словам, декларанты вряд ли будут выстраиваться в очередь.

«Ситуация может измениться разве что с принятием закона о непрямых методах контроля доходов и расходов. Тогда действительно кампания активизируется, ведь выгоднее заплатить 5% чем 18%. Но до этого еще далеко. Кроме того, не уверен, что у президента эту идею поддержат, ведь подобный закон тут же обрушит рейтинги власти», — считает Пендзин.

Глава объединения SAVEФОП Сергей Доротич говорит, что ни он, ни его коллеги-предприниматели «легализироваться» не собираются.

«У меня есть недостроенный дом больше 250 квадратов. Но я его строю еще с 2004 года, и не обязан хранить документы, подтверждающие доходы, за такое время. Я свою декларацию за 2015 год найти не могу. У нас, по Налоговому кодексу, сроки давности по налоговым делам — три года. Если налоговая посчитает, что мой дом построен на «левые» деньги — пусть докажет. Почему я должен платить 5% на пустом месте», — возмущается Доротич.

Источник в предпринимательских кругах говорит «Стране», что главным препятствием к легализации является недоверие людей к государству.

«Фактически предлагается теневые доходы, которые сейчас находятся в кэше или за границей, положить на счета в банке да еще и заплатить за это процент. Как вы думаете, когда СНБО без суда и следствия вводит санкции против граждан Украины и арестовывает их счета, много ли будет желающих засветить свои деньги, став беззащитным перед государством? Думаю, что немного. На легализацию пойдут разве что люди, которые собираются занять какие-то должности в госаппарате и которым нужно засветить свои доходы для декларации. Также может быть схема по «накачке» кэшем каких-то подставных лиц-фунтов, которые затем его будут легализовать, для того чтобы затем на них оформлялись какие-то покупки. То есть легализация под целевое назначение», — говорит предприниматель.

Ростислав Кравец говорит, что уже сейчас налицо ряд проблемных моментов в легализации (не исключено, что на практике их обнаружится значительно больше).

«Если закон будет оспорен в Конституционном суде (а вероятность этого весьма велика), все, кто успеет задекларировать имущество, могут попасть на серьезные налоговые санкции. Ведь люди признают за собой активы, с которых в свое время не были уплачены налоги. Если закон по амнистии отменят, вместо обещанных 5% им придется заплатить по полной, то есть 18% плюс пени и штрафы. Таким образом, могут всплыть неподъемные суммы, а тем, кто не сможет заплатить, будет грозить конфискация. То есть в итоге есть риски вообще лишиться имущества», — говорит Кравец.

Читать еще:  Заявление об изменении суммы алиментов

Еще один проблемный момент — по деньгам. Чтобы пустить их под легализацию, нужно сперва открыть в банке специальный счет. Недавно Нацбанк прописал порядок открытия таких счетов. Но по нему много вопросов,

«Там столько проблемных моментов, что не факт, что банки кинуться открывать такие счета. НБУ неделю назад попытался провести совещание на эту тему. Там регулятора забросали вопросами, на которые он до сих пор не может ответить. Ключевой — как проверить происхождение средств. Причем до зачисления их на счет. Ведь деньги из РФ не подлежат амнистии. Но на них же написано, что они российские», — рассказал нам юрист одного их банков.

«Деньги могут оказаться самым проблемным активом под легализацию. На банки фактически возложили обязанность по финансовому мониторингу и проверке происхождения средств (хотя по закону, в активах под легализацию не должны «копаться»). Ведь, чтобы доказать, что деньги не российские и их можно легализировать, нужно сначала проверить источники происхождения денег. Поэтому средства могут попросту «зависнуть» на счете на неопределенное время», — говорит Кравец.

Что будет, если не легализироваться?

Амнистия капиталов — дело сугубо добровольное — можно декларировать активы, а можно и нет. На этом моменте неоднократно акцентировали внимания представители власти, а на Кабмине «добровольность» легализации еще раз подтвердил Шмыгаль. А глава Минфина Сергей Марченко на днях заявил, что они не включают доходы от легализации в проект бюджета на следующий год — мол, еще нужно понять, как пойдет кампания.

Действительно, в новом законе никаких санкций за отказ «светить» доходы не прописано.

Но «страшилку» для отказников все же озвучили. Мы уже писали о скандальном заявлении главы профильного парламентского комитета Данила Гетманцева о том, что «у налоговиков появится право спросить о происхождении ценной покупки». По его словам, уже разрабатывается законопроект на эту тему — будут контролироваться все ценные покупки, и, если человек не сможет показать, откуда у него деньги и уплачены ли с них налоги, придется заплатить — 18% НДФЛ.

Но можно будет и показать декларацию об амнистии, и тогда никаких вопросов уже не будет.

То есть речь идет о новом законопроекте о непрямых методах контроля доходов и расходов.

«Проекта пока нет, и мы можем обсуждать лишь теорию. Посоле амнистии капитала, которая дает возможность выйти из тени, логично и рационально посмотреть на тех, кто не вышел, и разобраться — почему. Ведь 6-7 млн украинцев никогда не подавали налоговых деклараций. Разговор на такую сложную тему нужно начинать как можно раньше, чтобы все понимали, что происходит, и успели подготовиться. И разговор об этом начат именно в рамках амнистии капиталов», — комментировал нам тогда нардеп от СН, замглавы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Андрей Холодов.

Основные пункты нового законопроекта следующие

  • Налоговая ведет мониторинг трат, которые превышают некую «пороговую сумму». С суммой в Кабмине пока не определились, но, скорее всего, это будет 150 тысяч гривен — та сумма, выше которой нельзя проводить наличные платежи. Но может быть и другая планка — 400 тысяч гривен (сумма, от которой ведется финмониторинг и проверяется легальность средств)
  • Если сумма превышена, будут проверять, насколько она вписывается в официальные доходы человека. Если есть»разнобой» — скажем, официальная зарплата, с которой уплачены налоги, у вас 100 тысяч в год, а вы купили квартиру за миллион — то станут выяснять, откуда разница.
    Если есть средства, задекларированные в рамках амнистии капиталов, и они покрывают покупку, то никаких вопросов к вам больше не будет.
  • Если нет официальных доходов, которые бы объяснили покупку, то вам автоматически придет уведомление — поручение об уплате налога с разницы между суммой покупки и суммой доходов, с которых уплачены налоги. В случае с описанным выше примером с квартирой, это 900 тысяч гривен. С этой суммы придется заплатить 18% НДФЛ. Понятно, что проект еще «сырой» и в него могут вноситься дополнительные правки. Но в целом суть понятна — заставить украинцев платить налоги по полной.

По словам Олега Пендзина, принятие этого закона коснется миллионов украинцев. «Залезут в карман каждому. Первые, на кого ориентирован проект — заробитчане. Они заводят в страну ежегодно порядка 12 млрд долларов, и эти деньги оседают на потребительском рынке, с них покупаются квартиры и машины. Понятно, что никакие налоги с львиной доли этих поступлений никогда не платили в украинский бюджет», — говорит Пенздин.

Также закон ударит по украинцам, которые годами получали зарплаты в конвертах и левые доходы. То есть если закон примут, то нужно будет либо легализовать эти доводы за 5%, или же готовиться отвечать на вопросы налоговиков и платить уже 18%.

Но не все так просто. По словам Пендзина, вопросы могут возникнуть к деньгам, с которых в свое время уже были уплачены налоги.

«Данные с 1991 по 1997 годы в налоговой не сохранились. Поэтому доказать, что с денег, заработанных до 1997 года вы уже уплатили налоги, может не получиться», — говорит эксперт.

Также могут быть вопросы по имуществу, которое якобы не нужно пускать по амнистии капиталов. К примеру, можно не декларировать дом до 240 квадратов — его вам государство и так «простит».

«Но если вы потом этот дом продадите и попытаетесь купить что-то другое, налоговики могут спросить, откуда у вас взялись средства на покупку того дома. То есть амнистия, по сути, тоже ничего не гарантирует», — добавил Пендзин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector