Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наказание за неуплату налогов юридическим лицом

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Услуги адвоката > Полезная информация > Уголовная ответственность за неуплату налогов

Ответственность, которую должно понести физическое или юридическое лицо за неуплату налогов в казну государства, устанавливается в рамках налогового, административного и даже уголовного законодательства. Справиться с административными взысканиями можно достаточно легко, в то время как уголовное преследование таит в себе серьезные последствия. Тем не менее, такая практика встречается достаточно редко.

Гражданско-правовая ответственность

С учетом обновленного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. главный бухгалтер может быть признан «контролирующим должника лицом». Подразумевается, что такое лицо может получать выгоду от неправомерного действия компании. Следовательно, если компанию признают банкротом, то имущество главного бухгалтера могут арестовать и обратить на него взыскание, независимо от того, работает ли этот бухгалтер в компании на момент признания банкротства или нет.

Чтобы привлечь бухгалтера к субсидиарной ответственности, необходимо доказать, что именно его действия привели к банкротству.

Срок привлечения к субсидиарной ответственности составляет 3 года со дня, когда компанию признали банкротом. Исключение должника из ЕГРЮЛ не является основанием освобождения от такой ответственности, как и признание должника банкротом.

Подробнее про субсидиарную ответственность бухгалтера читайте в статье: Субсидиарная ответственность главного бухгалтера за налоговые долги компании

«До 15 и больше лет»? Сравнили, где жестче наказание за налоги — в Беларуси или в США

Еще недавно власти обещали декриминализацию в этой сфере, смягчение наказаний и прочие поблажки. Но теперь ветер переменился. Идея скопировать Америку кажется весьма перспективной. «Никто критиковать не будет — оплот демократии, — заявил Лукашенко. — Там налогообложение регулируется жестко, и за неуплату налогов там бешеные сроки. А у нас целые отрасли уходят в тень, и мы на это спокойно смотрим».

Действительно, в Штатах налоговые преступления относятся к наиболее опасным деяниям в экономической сфере, а соответствующие санкции, собранные в разделе 26 Свода законов США, весьма разнообразны. Впрочем, и все налоговое законодательство, пожалуй, куда сложнее белорусского, а структура ветвей власти и законодательства отличается от нашей еще больше.

Бешеные сроки

К уголовной ответственности за налоговые преступления в США могут привлекаться не только физические лица, но и юридические. При этом в делах по уклонению от уплаты налогов изучается налоговый статус корпорации, а также индивидуальный статус обвиняемого должностного лица, чтобы установить, в чьих интересах оно действовало. Ведь если компания уходит от налогов, значит, это нужно конкретным людям, набивающим свои карманы, но руководители в любом случае считаются виновными в преступном заговоре.

В США возможна как гражданско-правовая, так и административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. По степени тяжести преступления там подразделяются на 2 категории.

Первая группа — мисдиминоры (misdemeanor — менее тяжкие). Здесь виновным признается лицо, которое не уплатило любой исчисленный налог, не подало в установленный срок налоговую декларацию или иной полагающийся отчет. Максимальный штраф здесь составляет до $25 тыс., возможно и лишение свободы на срок до 1 года. Частному лицу, которое обманывает своего работодателя, представляя ему намеренно ложную информацию относительно налоговых льгот или намеренно не предоставляя ее, грозит штраф в размере $1 тыс. и (или) лишение свободы сроком до 1 года. Штрафы за отдельные нарушения существенно выше, чем у нас (как, впрочем, и заработки), а некоторые примерно равны.

Вторая группа — фелони (felony — тяжкие). Включает умышленные преступные деяния, направленные на уклонение от уплаты налогов лицом, осознающим противоправность своих действий. Именно по признакам умысла и осознания налоговая оптимизация различается от налогового преступления. В этом состоит применяемый в США метод «усеченных составов», которого так не хватает в белорусском законодательстве для эффективного применения доктрины «основной цели».

Тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелони. Наказание здесь куда серьезнее. Например, умышленная попытка любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога грозит штрафом до $100 тыс., в некоторых случаях — до $250 тыс., а также лишением свободы на срок до 5 лет. За намеренное представление налоговому органу фальшивой декларации или иного содержащего ложную информацию документа, подделку подписей и записей в бухгалтерских регистрах, иные действия, направленные на сокрытие имущества и доходов, — такой же штраф и до 3 лет тюрьмы. За иные налоговые преступления — вроде незаконного оборота марок, купонов, билетов, алкоголя и табачных изделий — штрафы поменьше, но тюремный срок в основном ограничивается 5 годами. Исключение — нелегальная торговля оружием: здесь можно сесть и на 10 лет. Штрафы для корпораций, признанных виновными в подобных нарушениях налогового законодательства, составляют до $500 тыс.

Кроме того, с нарушителя налогового законодательства взимается скрытая от казны сумма налогов, штраф в размере 5% от нее и 50% суммы, которую можно было бы получить, если положить эти деньги в банк по стандартным ставкам. Таким образом, выгода от неуплаты налогов может обернуться весьма серьезными убытками — в 2−3-кратном размере.

Для сравнения: у нас сроки по ст. 243 УК составляют от 3 до 7 лет — в зависимости от суммы ущерба, в России по ст. 199 УК РФ — тоже до 6−7 лет. Плюс взыскание недоплаченных налогов, штрафы и пеня. Так что по части жесткости и бешенства сроков мы с американцами на равных, если не круче.

Кстати, в США налоговиков карают за преступления против налогоплательщиков и бюджета не менее строго. За намеренные нарушения в сборе налогов и начисление их в излишних размерах полагается штраф до $10 тыс. и (или) лишение свободы на срок до 5 лет. Вымогательство у налогоплательщиков или сговор с другими лицами с целью нанести ущерб США путем подложных подписей и ложных записей в учетных регистрах и иных документах грозит штрафом до $10 тыс. и (или) лишением свободы до 1 года, а разглашение налоговой информации — штрафом до $5 тыс. и (или) лишением свободы до 5 лет.

Весьма интересны обстоятельства, исключающие и смягчающие уголовную ответственность за налоговые преступления в США. Здесь в качестве уважительных причин, способствующих смягчению наказания, могут приниматься незнание закона (если обвиняемый докажет, что в силу различных обстоятельств он не мог и не должен был знать о налоговых обязанностях, а потому не имел сознательного намерения уклониться от уплаты налогов), намерение уплатить налог позднее из-за нехватки средств, добровольное содействие в раскрытии преступления и возмещении ущерба, состояние здоровья, а также… добросовестное исполнение советов юриста или бухгалтера. Тем за вредные советы мало не покажется, но это — отдельная тема. Смягчает участь уклониста и хорошая репутация.

Читать еще:  Иерархия законов по юридической силе

Где жестче посадка

По данным Службы внутренних доходов США (IRS), американский бюджет за последние 10 лет потерял из-за неуплаты налогов более $3 трлн. Но смотрят на это в Вашингтоне довольно спокойно — судя по количеству «налоговых» дел. К примеру , в прошлом году IRS возбудила 1598 дел, из которых 945 было доведено до уголовного расследования, а 593 человека осуждены. Впрочем, половина этих дел касалась разнообразных преступлений, имеющих лишь косвенное отношение к налогам. Фактически за уклонение от уплаты налогов в США привлекается к суду немногим более 500 человек в год, реально сажают примерно половину, а средний срок «посадки» — всего 18 месяцев. Конечно, особо злостные уклонисты получают «на всю катушку», скандалы с VIP-персонами гремят на весь мир. Но чаще всего инцидент исчерпывается расчетом с американской казной.

Для сравнения: в Беларуси по «налоговой» статье 243 УК в 2011 году было осуждено всего 135 человек, в 2018-м — 209, в 2019-м — 155, а в I полугодии 2020-го — 42. С поправкой на масштаб экономик и численность населения американцам с нами по жесткости опять не тягаться.

Где справедливость

Сравним еще кое-что. Платить налоги никто не любит. Но чем больше государство пытается выжать из бизнеса и граждан, тем меньше у них желания платить. К примеру, МВФ отметил в США снижение налоговой нагрузки за последние 3 года с 26,78 до 24,3%, а в Беларуси оценивает ее в 37,8%. Правда, наш Минфин уверяет, что нагрузка 25−26% (без учета ФСЗН), но вопрос не только в том, какую долю забирают, а сколько реально денег остается у налогоплательщиков.

А потому, если уж власти так озаботились социальной справедливостью, им полезно поинтересоваться хотя бы системой американских вычетов по подоходному налогу: на иждивенцев и лечение, крупные покупки и учебу, занятия спортом и благотворительность. Если с этим помягче, то и спрашивать пожестче за уклонение будет справедливо. Может, даже проблема «зарплат в конвертах» сама отпадет.

В придачу американцы весьма щепетильно относятся к самому процессу введения налогов. Собственно говоря, именно протест против роста фискальной нагрузки породил эту страну. Так что, пытаясь заимствовать американский опыт, мы тут же наткнемся на его главный принцип no taxation without representation (нет налогам без представительства), традиции «бостонского чаепития», их последователей из Tea Party movement, 2-ю, 4-ю и 5-ю поправки, а также многие другие вещи, способные наклонить любую вертикаль…

Административная ответственность…
…если налог не уплатила организация

Административной ответственности подвергается должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

За это нарушение согласно ст. 15.11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (п. 2).

Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.

К сведению

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгал‑ терском учете» ведение бухчета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1), который обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения учета, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3).

Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении этого лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Административная ответственность должностных лиц за неуплату налогов

Привлечение к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ

При занижении сумм налогов и сборов к уплате на 10% и более должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за грубое нарушение правил бухучета по ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Протоколы по данной статье составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) после проведения налоговых проверок. Дела рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

В числе доказательств фигурируют:

  • сведения из ЕГРЮЛ;
  • протоколы об избрании директора;
  • приказ о приеме на работу главбуха;
  • должностная инструкция;
  • материалы налоговой проверки и др.

Действия (бездействие), образующие состав правонарушения, считаются выполненными в момент представления декларации с искаженными данными, составления бухгалтерских документов и т. д. Форма вины не конкретизирована, т. е. нарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.

Санкция за данное нарушение составляет:

  • штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — за разовое нарушение (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ);
  • штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет — за повторное нарушение (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от ответственности в случае представления уточненной декларации и уплаты налогов и пеней. Кроме того, есть и другие ситуации, когда суд уменьшает наказание или не применяет его.

Освобождение от ответственности или смягчение наказания

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ должностным лицам организаций малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное правонарушение выносится предупреждение, если имеются смягчающие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ: отсутствие причинения вреда особо охраняемым отношениям, угрозы чрезвычайных ситуаций и др. (см. постановление мирового судьи уч. № 4 Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 17.05.2018 по делу № 5-282/2018).

В некоторых случаях производство по делу прекращается судьями чаще всего по таким основаниям:

  • Отсутствие состава правонарушения. Так, нередко ошибочно квалифицируется по ст. 15.11 КоАП РФ непредставление документов (в т. ч. налоговой декларации), которое образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.6 КоАП РФ (см. решение Ленинского районного суда г. Уфы от 25.01.2018 по делу № 12-460/2017).
  • Малозначительность деяния (в частности, если в деле есть доказательства погашения недоимки, см. постановление мирового судьи уч. № 1 г. Саяногорска от 21.05.2018 по делу № 5-1-207/2018).
  • Истечение срока давности. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение составляет 2 года.

Ответственность за неуплату налогов юридическими лицами

Юридические лица, так же как и физические являются налогоплательщиками и неуплата налогов, связанных с их деятельностью так же является нарушением законодательства и может стать поводом для уголовного преследования виновных лиц. По российскому законодательству к уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, таким образом, за неуплату налогов физическим лицом будет отвечать тот, кто допустил возникновение данной задолженности.

Читать еще:  Как продать квартиру в долевой собственности целиком

Неуплата налогов в данном случае так же выражается в уклонении от предоставления налоговой отчетности или предоставление недостоверных сведений. Ответственность за подобное деяние предусмотрена ст. 199 УК РФ. Основным отличием от ответственности физического лица является то, что налоговым и правоохранительным органам необходимо установить кто из лиц, имеющих то или иное отношение к организации виновен в образовании налоговой задолженности.

По общему правилу руководитель юридического лица отвечает за все его нарушения закона, но возможны случаи, когда руководство осуществляет другой человек, а лицо, поставленное на пост руководителя, всего лишь формально значится в организации. В этом и заключается сложность привлечения виновных лиц к ответственности, так как лицо, несущее ответственность в соответствии с документами фирмы и виновное лицо не всегда совпадают.

Как и в первом случае к уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие неуплату налогов в крупном и особо крупном размере. Разница в данном случае заключается в суммах задолженности, которые влекут уголовную ответственность.

Крупный размер

Под крупным размером уголовным законодательством понимается сумма налога за три года, превышающая 5 000 000 рублей, а сумма задолженности должна быть более 25% от этой суммы или больше 15 000 000 рублей.

Особо крупный размер

Совершение преступления в особо крупном размере вменяется в том случае, если за три года начислено 15 000 000 налога, а юридическое лицо не выплатило более 50% этой суммы или более 45 000 000 рублей.

Нередко управление организацией, а, следовательно, и сокрытие ее доходов осуществляется несколькими лицами, таким образом, неуплата налогов группой лиц по предварительному сговору так же преследуется уголовным законодательством.

Стоит отметить, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ впервые все виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности, если юридическое лицо полностью погасит задолженность по налогам.

Пленум ВС РФ принял новое Постановление об ответственности за налоговые преступления

1. Пленум ВС РФ не стал включать в итоговое Постановление указание, что преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, являются длящимися.

Ранее проект данного Постановления, вынесенный на первое чтение Пленума в июне 2019 г., предусматривал, что уклонение от уплаты налогов[1] – это длящееся преступление, поэтому срок давности уголовного преследования должен исчисляться с момента фактического прекращения преступной деятельности, то есть добровольного погашения либо взыскания недоимки.

В практике привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов срок давности привлечения к уголовной ответственности[2] исчисляется с момента фактической неуплаты недоимки в установленный срок. Признание преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, длящимися могло привести фактически к отмене срока давности.

Отказавшись от признания в новом Постановлении длящегося характера преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, Пленум ВС РФ в то же время не разъяснил, с какого момента следует исчислять срок давности привлечения к уголовной ответственности, что с учетом положений летнего проекта Постановления создаёт возможность для продолжения дискуссии о начале течения данного срока.

Мы полагаем, что срок давности привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов должен исчисляться с момента неуплаты налогов в установленный законом срок.

2. Пленум ВС РФ в новом Постановлении разъяснил, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы в качестве отчетных за налоговый период, представляемые в налоговые органы организацией. К таким лицам Пленум отнёс руководителя организации, уполномоченного представителя организации, а также лицо, фактические выполнявшее обязанности руководителя организации (п. 7 Постановления).

По сравнению с ранее действовавшим Постановлением Пленума ВС РФ от 28.12.2006 года № 64 в принятом Постановлении не упомянуты главный бухгалтер (бухгалтер), иные служащие организации-налогоплательщика, участвовавшие в оформлении первичных документов, а также лица, организовавшие совершение преступления, склонившие к его совершению, содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п.

Однако отсутствие в тексте нового Постановления указания на главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц не означает, что указанные лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности как исполнители, соисполнители, пособники, подстрекатели или организаторы в соответствии с положениями Общей части УК РФ.

3. Пленум ВС РФ исключил имевшееся в прежнем Постановлении № 64 указание, что субъектом преступления, предусмотренного статьёй 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Тем самым Пленум ВС РФ закрепил положения Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ, исключившего с августа 2017 г. из ст. 199.2 УК РФ указание на специальный субъект и установившего, что к ответственности за сокрытие денежных средств либо имущества, за счёт которых должно производиться взыскание, может быть привлечено любое лицо, фактически совершившее указанное деяние.

4. Пленум ВС РФ в новом Постановлении разъяснил, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 8 Постановления).

Исходя из презумпции невиновности, все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. По сложившейся практике данный принцип понимался как относящийся к сомнениям в фактических обстоятельствах. Разъяснение Пленума ВС РФ в части неустранимых сомнений, обусловленных противоречиями и неясностями актов налогового законодательства, позволяет более полно применять данный принцип к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов.

5. Уклонение от уплаты налогов с организации может быть совершено путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

Пленум ВС РФ в принятом Постановлении указал, что под иными документами, следует понимать те документы, которые одновременно соответствуют всем нижеперечисленным критериям, а именно:

  • предусмотрены налоговым законодательством;
  • подлежат приложению к налоговой декларации (расчету);
  • служат основанием для исчисления и уплаты налогов.

Непредставление таких документов, равно как включение в них заведомо ложных сведений, может является одним из способов уклонения от уплаты налогов (п. 5 Постановления).

В ранее действовавшем Постановлении № 64 Верховный Суд РФ под «иными документами» понимал любые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Читать еще:  Документы для открытия хостела в нежилом помещении

6. Федеральным законом от 29.07.2017 года № 250-ФЗ положения статей 198 и 199 УК РФ были дополнены указанием, что для квалификации по данной статье учитываются не только налоги и сборы, но также и страховые взносы, подлежащие уплате организацией (физическим лицом).

В этой связи Пленум ВС РФ разъяснил, что уплаченные до вступления в силу данного Федерального закона страховые взносы входят в состав исчисляемых при этом платежей, если это приведет к уменьшению доли неуплаченных физическим лицом или организацией платежей в совокупности за соответствующий период (п. 15 Постановления).

Данное разъяснение является положительным для налогоплательщиков и соответствует ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, согласно которому уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. При этом Пленум ВС РФ в комментируемом Постановлении закрепил правовую позицию, ранее выраженную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.07.2019 № 27-П.

7. Пленум ВС РФ указал, что для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, необходимо устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, учитывающих в совокупности все факторы, как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов (п. 14 Постановления).

Верховный Суд указал на необходимость проведения полной налоговой реконструкции при определении размера ущерба, причинённого налоговым преступлением, поддержав последовательную практику Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда о недопустимости взимания налогов сверх того, что требуется по закону.

8. В принятом Постановлении Пленум ВС РФ разъяснил, что впервые совершившим преступление признаётся лицо, которое не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьёй, от ответственности по которой оно освобождается (п. 24 Постановления).

Уголовный кодекс РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198 — 199.1 УК РФ, возместит в полном объёме причинённый бюджетной системе ущерб (ст. 76.1 УК РФ). Данная норма Уголовного кодекса РФ позволяет лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, не быть привлеченными к уголовной ответственности в случае возмещения ущерба в полном объёме.

Отметим, что Уголовный кодекс РФ не содержит определения понятия «лицо, впервые совершившее преступление», а содержащееся в новом Постановлении разъяснение не ново, поскольку ранее оно давалось в отношении всех видов преступлений (например, в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19).

В настоящее время освобождение в связи с возмещением причиненного преступлением ущерба возможно только до назначения первого судебного заседания по уголовному делу. 17 декабря 2019 г. Верховный Суд РФ внес в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в ст. 28.1 УПК РФ (законопроект № 863715-7), в соответствии с которым освобождение от ответственности в связи с возмещением причиненного преступлением ущерба возможно до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора.

9. Пленум ВС РФ указал, что возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные статьей 76.1 УК РФ, могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, предусмотренных статьями 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется лицу (п. 25 Постановления).

Возможность возмещения вреда в размере недоимки, пени и штрафа организацией выработана сложившейся правоприменительной практикой и закреплена в УК РФ (примечания к статьям 199, 199.1 УК РФ).

10. Возможность привлечения физического лица в качестве гражданского ответчика по налоговым преступлениям разъяснена в п. 28 Постановления. Пленум ВС РФ указал, что виновное лицо может быть привлечено в качестве гражданского ответчика лишь в случаях, когда отсутствуют правовые или фактические основания для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, отвечающих по её долгам в предусмотренном законом порядке.

На протяжении последних десяти лет практика привлечения физических лиц в качестве гражданских ответчиков по налоговым преступлениям была неоднозначной. Был период, когда суды отказывали во взыскании сумм недоимки, пени и штрафов, мотивируя свое решение тем, что физическое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, не является плательщиком НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а надлежащий ответчик – организация-налогоплательщик.

Позднее Верховный Суд РФ в одном из дел высказался, что в рамках уголовного дела взыскивается не недоимка по налогам, а ущерб, причиненный преступлением, в связи с чем физическое лицо является надлежащим гражданским ответчиком.

Вопрос возможности взыскания ущерба с физического лица был предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П по делу Г.Г. Ахмадеевой. В этом Постановлении он выразил позицию, согласно которой не допускается, по общему правилу, взыскание вреда, причиненного бюджетам в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней, с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, до момента исчерпания всех возможностей взыскания вреда с организации-налогоплательщика (организация исключена из реестра юридических лиц либо является фактически недействующей, взыскание недоимки и пеней в рамках существующих гражданско-правовых и налоговых процедур невозможно).

Пленум ВС РФ отразил такой подход в своем Постановлении.

Общий вывод

Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 года № 48 отражает произошедшие в законодательстве изменения; многие позиции ранее уже были изложены в иных постановлениях Конституционного и Верховного судов. Это свидетельствует о намерении Пленума ВС РФ скорее собрать существующие разъяснения в едином документе, чем разъяснить новые вопросы.

О чем подумать, что сделать:

Принятое Постановление позволяет повысить точность оценки уголовно-правовых рисков, связанных с ответственностью за совершение налоговых преступлений, а также более эффективно осуществлять защиту лиц, попадающих в зону риска по налоговым преступлениям.

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом в уголовно-правовой защите руководителей и работников компаний на всех стадиях уголовного преследования с момента проведения доследственной проверки (вызовы для дачи объяснений, получение запросов о предоставлении информации и т.д.) и до осуществления защиты в суде, специалисты «Пепеляев Групп» с учетом новых официальных разъяснений могут помочь оценить уголовно-правовые риски в сфере налогообложения, спланировать мероприятия по минимизации данных рисков.

[1] Здесь и далее под налогами понимаются также сборы и страховые взносы.

[2] Согласно Уголовному кодексу РФ срок давности привлечения к уголовной ответственности зависит от тяжести преступления и составляет, например, для частей 1-2 ст. 198 УК РФ и ч. 1 ст. 199 УК РФ — 2 года, для ч. 2 ст. 199 УК РФ – 10 лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector