Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осуществляется приватизация квартиры

Согласно Жилищному кодексу РФ все помещения, используемые как жилье, делятся на несколько категорий:

  • Муниципальное жилье, занимаемое гражданами по найму (социальному);
  • Специализированное жилье, в которое входят жилые помещения, используемые для проживания граждан в течение определенного времени (например, пока идет капремонт, или ожидается расселение аварийного дома), общежития, и служебные помещения.

Служебным является жилье, предоставляемое не в собственность, и не по договору соцнайма, а на время работы (трудового договора) в организации, которой это жилье принадлежит. Если работник уволен/уволился, он и его семья обязаны освободить помещение (за исключением прямо перечисленных в законе случаев, связанных со смертью нанимателя, его профессиональным увечьем, болезнью, наличием детей-сирот и т. д).

Ведомственное жилье – это то же самое, что и служебное?

Часто в обыденной жизни граждане оперируют понятием «ведомственное жилье», смешивая его со служебным. Интересно, что ни Жилищный, ни Гражданский кодексы нашей страны не содержат такого определения. Под ведомственным обычно понимают государственнное жилье, находящееся в оперативном управлении или ведении различных госорганов и организаций, предоставляемое на определенных основаниях и на время.

К примеру, лица, занимающие выборные государственные должности (могут на время проживать в таком жилье). Ведомственное жилье может находиться и в собственности негосударственных организаций. В эпоху приватизации предприятий и перехода их от государственной к частной системе собственности, значительная часть жилого фонда предприятий и ведомств бывшего СССР перешла к новым, частным собственникам.

Порядок оформления

Сегодня существует четко разработанная схема, в соответствии с которой выполняется приватизация жилья. Если человек хочет выполнить процедуру через многофункциональный центр, он должен пройти следующие этапы:

    Выбрать подходящий офис организации. Обычно граждане обращаются в отделение МФЦ, которое расположено максимально близко к их жилью. В офис необходимо приехать лично. В нем действует электронная очередь.

  • Записаться на прием. Пункт особенно актуален, если человек является жителем большого города. Прийти в МФЦ можно и без предварительной записи, однако это чревато длительным ожиданием. Записаться можно через интернет. Для выполнения действия достаточно перейти на официальный сайт государственного органа, а затем выбрать офис и указать время и дату посещения.
  • Посетить отделение МФЦ. На руках необходимо иметь заранее подготовленный пакет документации.
  • Заполнить заявление. Бланк документа предоставляется во время визита в отделение. Обычно заполнением заявления занимаются сами сотрудники МФЦ. Гражданин должен будет лишь проверить личные данные и оставить подпись.
  • Получить документ, подтверждающий, что заявление принято. В бумаге будет указана информация о том, куда нужно обратиться, чтобы узнать ответ на просьбу о приватизации.
  • Если бумаги успешно пройдут проверку, потребуется подписать договор о приватизации. Согласно правилам, в момент осуществления процедуры должны присутствовать все лица, проживающие в квартире. Когда договор составлен и подписан, жилье можно оформить в собственность.

    Начинаем действовать

    Чтобы стать полноправным владельцем принадлежащего государству жилья, претенденту следует:

    • Заручиться согласием каждого из участников процедуры (причем обязательно письменным);
    • Взять у членов семьи документы и изготовить их копии (речь идет о паспорте и свидетельстве о рождении, свидетельстве о браке и договоре соцнайма);
    • Написать заявление;
    • Заняться оформлением технического либо кадастрового паспортов (если данные документы не были оформлены ранее);
    • Получить на руки выписку из Росреестра;
    • Сделать специальный контракт для предстоящей приватизации;
    • Оформить на себя право владения.

    КС разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

    12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы. По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

    Позиция заявителей

    Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

    Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме. При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

    Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

    КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

    Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

    В первоначальной редакции ст. 16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация. Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

    Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

    КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

    Читать еще:  Может ли госслужащий быть учредителем ооо

    Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

    При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно. Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме. При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

    Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

    Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств. При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

    Эксперты по-разному оценили позицию Суда

    Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

    Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

    Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

    По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

    Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой. Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

    С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной. «Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов. Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

    По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

    Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г. и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

    По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

    С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения. «Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать. Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах. Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

    Читать еще:  Перевод земли из ижс в коммерческую

    Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

    По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

    «Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

    Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду. Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

    Приватизация жилья

    Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок приватизации жилья, в настоящее время, является Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», содержание которого позволяет определить основные моменты приватизации, лиц, обладающих правом на приватизацию, а также случаи, при которых приватизировать жилье не представляется возможным.

    Что такое приватизация жилья?

    Под приватизацией жилья понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых ими жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, осуществляемое в соответствии с законодательством Республики Казахстан (подпункт 31) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях»).

    При этом согласно подпункту 22) статьи 2 указанного Закона под государственным жилищным фондом понимаются жилища:

    • принадлежащие на праве собственности государству;
    • входящие в коммунальный жилищный фонд;
    • входящие жилищный фонд государственного предприятия;
    • входящие в жилищный фонд государственного учреждения.

    В каких случаях допускается приватизация жилища?

    В соответствии со статьей 13 Закона «О жилищных отношениях» установлено, что приватизация жилья по остаточной стоимости возможна при соблюдении следующих условий:

    • о приватизации жилья заявил его наниматель;
    • приватизируемое жилье входит в состав государственного жилищного фонда;
    • на приватизацию жилья дали согласие все совершеннолетние члены семьи нанимателя, с учетом прав несовершеннолетних членов семьи.

    Согласно подпункту 6) статьи 2 Закона «О жилищных отношениях», под нанимателем (арендатором) понимается лицо, сторона в договоре найма жилья, получающее в постоянное или временное владение и пользование жилище или его часть.

    Можно ли приватизировать квартиру за жилищные купоны?

    Пунктом 2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений» в действующей редакции, установлено, что при применении законодательства следует иметь ввиду, что граждане, получившие жилое помещение из государственного жилищного фонда до принятия Закона «О жилищных отношениях», вправе приватизировать занимаемое помещение по правилам, предусмотренным ранее действовавшим Жилищным Кодексом Республики Казахстан и другими законодательными актами.

    Так пунктом 1 статьи 19 Жилищного кодекса Республики Казахстан (действовавшего до введения в действие Закона «О жилищных отношениях») было предусмотрено, что наниматель жилого помещения в доме государственного жилищного фонда при согласии совершеннолетних членов семьи вправе выкупить жилое помещение в собственность, в том числе с использованием купонов, выдаваемых государством на приватизацию государственного жилищного фонда.

    Жилье предоставленное гражданам из государственного жилищного фонда после введения в действие Закона «О жилищных отношениях», подлежит приватизации в порядке и на условиях, предусмотренных Законом «О жилищных отношениях» (п. 2 Нормативного Постановления).

    Таким образом, исходя из положений Нормативного постановления Верховного Суда «О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений», можно сделать вывод о том, что жилье, из государственного жилищного фонда, предоставленное гражданину до введения в действие Закона «О жилищных отношениях» может быть выкуплено в собственность посредством использования купонов, выдаваемых государством на приватизацию государственного жилищного фонда.

    Приватизация жилищ, предоставленных социально уязвимым слоям населения

    Согласно пункту 1 статьи 98 Закона «О жилищных отношениях», предоставленное социально уязвимым слоям населения жилище из коммунального жилищного фонда может быть приватизировано нанимателем по остаточной стоимости, на условиях установленных Законом «О жилищных отношениях».

    При этом в соответствии с подпунктом 40-1) статьи 2 Закона «О жилищных отношениях», под остаточной стоимостью жилья понимается первоначальная стоимость жилья за вычетом его физического износа.

    Приватизация служебных жилищ

    Согласно подпункту 20) статьи 2 Закона «О жилищных отношениях», под служебным жильем понимается жилье с особым правовым режимом, которое предоставляется из жилищного фонда государственного учреждения и предназначенное для заселения гражданами Республики Казахстан на период выполнения ими обязанностей, связанных с характером их трудовых отношений, а также гражданами Республики Казахстан, участвующими в активных мерах содействия занятости в соответствии с законодательством о занятости населения.

    Приватизация служебного жилья осуществляется на основании пункта 2 статьи 109 Закона «О жилищных отношениях», согласно которому работники государственных учреждений и судьи могут приватизировать занимаемые ими служебные жилища по остаточной стоимости при условии, если они проработали на государственной службе, в бюджетных организациях, государственных предприятиях или в должности судьи (включая срок пребывания на государственной выборной должности) не менее 10 лет.

    Названная статья устанавливает также условия, при которых служебное жилье может быть приватизировано по остаточной стоимости работниками государственных учреждений, независимо от срока работы, при прекращении трудовых отношений в следующих случаях:

    • ликвидации организации, сокращения численности или штата работников;
    • в связи с болезнью, препятствующей дальнейшей работе;
    • в связи с выходом на пенсию.
    Читать еще:  Через какое время снимается условная судимость

    В случае смерти работника, которому было предоставлено служебное жилье, право приватизации переходит к членам его семьи, независимо от срока работы умершего (погибшего).

    Служебное жилище также может быть приватизировано гражданином-участником активных мер содействия занятости в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения, при условия, что он проживает в указанной квартире не менее 5 лет.

    Приватизация жилищ, приравненных к служебным

    Пункт 3 статьи 101 Закона «О жилищных отношениях» устанавливает, что государственные служащие и работники бюджетных организаций, государственных предприятий, кандидаты в космонавты, космонавты, лица, занимающие государственные выборные должности, могут приватизировать занимаемые ими жилища, приравненные к служебным, по остаточной стоимости, если они проработали на государственной службе, государственном предприятии или в бюджетных организациях (включая срок пребывания на государственной выборной должности) не менее 10 лет (в совокупности).

    Как и для служебного жилья, для жилья, приравненного к служебному, предусмотрен порядок приватизации в случае прекращения трудовых отношений, по основанию:

    • ликвидации организации, сокращения численности или штата сотрудников;
    • с связи с болезнью, препятствующей дальнейшей работе;
    • в связи с выходом на пенсию.

    В данном случае продолжительность срока трудовой деятельности не имеет значения.

    Военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов вправе приватизировать жилье, приравненное к служебному, которое было им предоставлено на период прохождения службы в данном населенном пункте, при наличии одного из следующих условий:

    • стаж воинской службы лица составляет не менее 10 лет;
    • военнослужащий уволен по выслуге лет;
    • при болезни или по сокращению штатов — независимо от срока службы.

    Военнослужащие, имеющие выслугу 20 и более лет в календарном исчислении, имеют право на безвозмездную приватизацию жилья (пункт 4 статьи 101 Закона «О жилищных отношениях»).

    Какие жилища не могут быть приватизированы?

    Закон «О жилищных отношениях» устанавливает ограничения в приватизации жилья. Так в соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона не подлежит приватизации следующее жилье:

    • сдаваемые внаем в соответствии с отдельными договорами найма нескольким нанимателям, в случае несогласия одного из них осуществить покупку;
    • во временных строениях;
    • не отвечающие установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям;
    • подлежащие переоборудованию в нежилые помещения в силу непригодности их для дальнейшего проживания;
    • находящиеся на территории военных городков, пограничных застав и иных закрытых объектов;
    • находящиеся на особо охраняемых природных территориях;
    • подлежащие сносу;
    • предоставленные из коммунального жилищного фонда в пользование гражданам Республики Казахстан, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
    • предоставленные из ведомственного жилищного фонда назначенным на должность в порядке ротации государственным служащим на период исполнения ими должностных обязанностей;
    • предоставленные с 1 января 2013 года из жилищного фонда специальных государственных органов сотрудникам, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан».

    Приватизации не подлежат также жилые помещения коечного типа, а также комнатного типа, предоставленные лицам, работающим по трудовому договору, студентам (курсантам, аспирантам) и учащимся на период учебы.

    Кто имеет право на безвозмездную приватизацию?

    В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона «О жилищных отношениях», право на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилищ из государственного жилищного фонда имеют:

    • инвалиды и участники Великой Отечественной войны. В случае смерти инвалида или участника Великой Отечественной войны, которому было предоставлено жилище, право на его безвозмездное получение переходит к членам его семьи;
    • инвалиды 1 и 2 групп;
    • лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях;
    • граждане Республики Казахстан, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
    • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза Советских Социалистических Республик, при исполнении иных обязанностей военной службы в другие периоды или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении военной службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия;
    • граждане Республики Казахстан, пострадавшие вследствие экологического бедствия в Приаралье;
    • военнослужащие, а также сотрудники специальных государственных органов, имеющие выслугу 20 лет и более в календарном исчислении, за исключением военнослужащих и сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам;
    • члены семьи сотрудника или военнослужащего специального государственного органа, погибшего (умершего) при прохождении службы в специальных государственных органах, за исключением случая, предусмотренного Законом Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан», члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при прохождении воинской службы, независимо от выслуги лет, а также члены семьи сотрудника органов внутренних дел, погибшего (умершего) при прохождении службы в органах внутренних дел, независимо от выслуги лет погибшего (умершего);
    • кандидаты в космонавты, космонавты. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта, которому было предоставлено жилище, право на его безвозмездное получение переходит к наследникам погибшего (умершего);
    • жертвы политических репрессий, а также лица, пострадавшие от политических репрессий, реабилитированные в соответствии с Законом Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами;
    • сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы и имеющие выслугу 20 и более лет в календарном исчислении, за исключением сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам, а также сотрудники, имеющие выслугу 10 и более лет в календарном исчислении и содержащие на иждивении детей-инвалидов.

    Колонка автора

    ТЭЦ под арестом — люди со светом

    © 2005-2021, Экономическая правда. Использование материалов сайта возможно лишь при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на «Экономическую правду».

    «Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина», не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства «Интерфакс-Украина». Название агентства «Интерфакс-Украина» при этом должно быть оформлено как гиперссылка.

    Материалы с плашкой PROMOTED и НОВОСТИ КОМПАНИЙ являются рекламными и публикуются на правах рекламы. Редакция может не разделять взгляды, которые в них промотируются.

    Материалы с плашкой СПЕЦПРОЕКТ и ПРИ ПОДДЕРЖКЕ также рекламные, однако редакция участвует в подготовке этого контента и разделяет мнения, высказанные в этих материалах.

    Редакция не несет ответственности за факты и оценочные суждения, изложенные в рекламных материалах. Согласно украинскому законодательству ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector