Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание придомовой территории многоквартирного дома что входит

В состав общего имущества МКД входит земельный участок, на котором расположен МКД, а также элементы озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е», пп. «ж» п. 2 Правил N 491).

Традиционно, весь этот участок — за вычетом земли, которую непосредственно занимает сам дом, — и называли придомовой территорией или придомовым земельным участком (см. также, например, п. 22 формы 2.1, утв. приказом Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр, письмо Роспотребнадзора от 07.12.2011, определение Самарского облсуда от 16.09.2016 по делу N 33 а-11524/2016). Другими словами, придомовым назывался участок, принадлежащий собственникам помещений в МКД на праве долевой собственности в силу ст. 36 ЖК РФ (при этом федеральный законодатель не давал специального определения термину «придомовая территория»).

Однако ВС РФ в решении от 21.08.2019 N АКПИ 19-451 признал, что придомовая территория может не являться общим имуществом собственников помещений в МКД.

Таким образом, термин «придомовая территория» может использоваться в двух разных смыслах:

1. как часть общего имущества МКД. Вопросы содержания «общедолевой» придомовой территории регулируются теми же актами, что и содержание других частей общего имущества (ОИ), а само содержание возлагается на УК по договору управления МКД (ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ);

2. как прилегающая территория, то есть территория общего пользования, которая прилегает к зданию /земельному участку, и границы которой определены муниципальными правилами благоустройства (п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Такая придомовая территория важна только в контексте благоустройства. Важно: правила благоустройства распространяются и на ту придомовую территорию, которая входит в ОИ.

С чего начать подготовку к благоустройству двора

Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город». Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей. Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию.

Периодичность уборки мест общего использования в МКД

Вопрос:

Просьба указать, каким нормативным документов установлена периодичность санитарной уборки мест общего пользования в многоквартирных жилых домах.

Основной документ, который определяет объем, периодичность и порядок уборки мест общего пользования — это договор по управлению многоквартирным домом, составленный согласно Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее Перечень №290).

Предусмотренный Перечень №290 определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 23 Перечня №290 четко указаны работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:

— сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;

— влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;

— очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);

-проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

Согласно п.4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 в уборку лестничных клеток должны входить работы:

— обметание окон, подоконников, отопительных приборов — не реже 1 раза в 5 дней;

— стены — не менее 2 раз в месяц;

— мытье — не реже 1 раза в месяц.

Перечень основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, и их периодичность определяются в установленном порядке.

Если в договоре между собственником и управляющей организацией такая периодичность не установлена, то в этой ситуации можно руководствоваться методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004), утвержденным Госстроем России.

Читать еще:  Порядок продажи доли в ооо третьему лицу

Данное пособие разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома.

В соответствии с пп. «д», п.1 Приложения 1 МДК 2-04.2004 санитарная уборка жилищного фонда как минимум должна включать в себя следующие работы:

— ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей двух нижних этажей;

— еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа;

— ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов;

— ежедневное мытье пола кабины лифта;

— ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей;

— ежегодное (весной) мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков.

Таким образом, обязательность уборки подъездов в многоквартирных домах зафиксирована на законодательном уровне, график уборки должен быть указан в приложении к договору управления многоквартирным домом.

Отвечает за организацию и исполнение данной услуги управляющая организация многоквартирного дома.

Решение Верховного Суда РФ от 21 августа 2019 г. N АКПИ19-451 Об отказе в признании недействующим подпункта «в» пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Иваненко Ю.Г.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко Николая Евгеньевича о признании недействующим подпункта «в» пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Назаровой А.М., обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Поповой О.В., проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила). Нормативный правовой акт опубликован 21 августа 2006 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 34, 22 августа 2006 г. в «Российской газете».

Подпунктом «в» пункта 15 Правил предусмотрено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Коваленко Н.Е., являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим данного положения Правил, ссылаясь на то, что оно противоречит требованиям частей 1 и 9 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ, Кодекс), что влечет неопределенность выбора им модели правового поведения, создание условия для привлечения к административной или гражданско-правовой ответственности в случае неучастия в содержании прилегающей территории, в том числе финансовом. По мнению административного истца, противоречие оспариваемого предписания Правил акту большей юридической силы заключается в том, что указанными нормами Кодекса на собственников зданий, к которым относится и он, будучи собственником жилого помещения в многоквартирном доме (здании), возложена обязанность по содержанию прилегающих территорий, на которых расположены земельные участки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик — Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 5 августа 2019 г. N КЧ-П9-6647), которое в письменных возражениях на административный иск указало, что оспариваемое положение нормативного правового акта издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. поддержала изложенную в возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Назаровой А.М., обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Поповой О.В., проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Читать еще:  Неисполнение постановления судебного пристава ответственность

Полномочия Правительства Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его издания и введения в действие проверено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N АКПИ19-78.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перечень общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, установлен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), из которой следует, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (подпункт 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства включается в состав общего имущества (подпункт «е» пункта 2 Правил).

Разделом II Правил установлены требования к содержанию общего имущества. В частности, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт «ж» пункта 11).

Следовательно, уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества, не подлежит включению в состав услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, как это и предусмотрено подпунктом «в» пункта 15 Правил. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Оспариваемый пункт в полной мере соответствует положениям гражданского и жилищного законодательства, в силу которых земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, элементы озеленения и благоустройства относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, бремя содержания которого несут собственники в соответствии со статьей 210 ГК РФ и статьей 39 ЖК РФ. При этом предмет правового регулирования оспариваемых в части Правил, принятых во исполнение положений жилищного законодательства, ограничен только содержанием общего имущества многоквартирного дома. Правила не регулируют порядок содержания имущества, не входящего в состав общего имущества, а также вопросы благоустройства придомовой территории, не являющейся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1 ГрК РФ).

Часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ предусматривает, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Читать еще:  Получить инн по интернету через сайт налоговой

Из изложенного следует, что правилами благоустройства на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения, может быть возложена обязанность по участию, в том числе финансовому, в содержании прилегающих территорий.

Оспариваемая норма Правил не противоречит и не может противоречить положениям градостроительного законодательства, поскольку имеет иной предмет регулирования, а именно отношения, связанные с содержанием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается многоквартирный дом, входящему в состав общего имущества собственников. Соответственно, подпункт «в» пункта 15 Правил не противоречит статье 55.25 ГрК РФ, поскольку не регулирует вопросы благоустройства придомовой территории, относящиеся к компетенции представительных органов местного самоуправления, а не Правительства Российской Федерации, а также не исключает обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения, принимать участие в содержании прилегающей территории, предусмотренной ГрК РФ, поскольку устанавливает правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного подпункт «в» пункта 15 Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, а доводы административного искового заявления основаны на ошибочном толковании правовых норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

в удовлетворении административного искового заявления Коваленко Николая Евгеньевича о признании недействующим подпункта «в» пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской ФедерацииА.М. Назарова
Судьи Верховного Суда Российской ФедерацииЛ.В. Борисова
Ю.Г. Иваненко

Пределы в благоустройстве территории

Благоустройство и озеленение придомовой территории многоквартирного дома связано с некоторыми ограничениями.

Придомовую территорию разрешается ограждать, однако это препятствие не должно полностью перекрывать доступ к дому и двору. Иначе, управляющая компания расценит это как попытку недопущения специалистов к осмотру и ремонту инженерных линий, и забор будет снесен.

Ограждение не должно мешать жильцам соседних домов свободно передвигаться по территории. Нередки примеры благоустройства придомовой территории, когда владельцы жилищ соседних домов обращались в городскую администрацию с просьбой о наложении на огражденную территорию сервитута. Это означает получение возможности перемещаться по соседней огражденной территории в принудительной мере. В таких случаях, забор полностью демонтируют или изменяют его конструкцию таким образом, чтобы получить сквозной проход.

Важно то, что проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома не может включать полное перекрытие двора, но детскую площадку или парковку ограждать разрешается. Владельцы квартир имеют право запретить чужим автомобилям въезжать на принадлежащую им территорию. Это табу ни в коей мере не касается транспорта особого назначения: неотложная медицинская помощь, полиция, газовая служба, МЧС. Сотрудники этих организаций имеют законное право проникать на любые территории.

Озеленение

С помощью озеленения территории ей можно придать более ухоженный и гармоничный вид. Однако эта статья расходов целиком и полностью оплачивается собственниками. Поэтому, чаще всего озеленение придомовой территории выполняется силами местных энтузиастов.

Впрочем, спиливание аварийных деревьев и санитарная очистка территории осуществляется за счет муниципалитета.

Кто ответственен за содержание придомовой территории

Какой должна быть придомовая территория? Между прочим, за содержание придомовой территории многоквартирного дома собственники ежемесячно платят управляющей компании. По закону – без согласия собственников её использование не допускается. Соответственно, находящийся на первом этаже магазин не вправе занимать под много места под стоянку. В том числе и без согласия всех жителей дома.

Кому жаловаться? Чаще всего в таких случаях бывает судебное разбирательство. Однако, прежде чем начинать судебный процесс, можно сделать обращение в местные органы власти, которые занимаются вопросами жилищно-коммунального хозяйства.

Чаще всего такие проблемы возникают, когда некоторые застройщики недобросовестно выполняют взятые на себя обязательства. Как устанавливается придомовая территория? Она указывается в Правилах благоустройства, которые утверждаются местной администрацией. В правилах, например, указывается ширина и порядок осуществления собственником уборки данной территории.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector