Admmokrassovet.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и виды субъектов авторского права

Объекты и субъекты авторского права

Объекты и субъекты авторского права

Объектом авторского права является произведение науки, литературы, искусства, выраженный в какой-либо объективной форме. 5 Закона Украины «Об авторском праве» содержит перечень объектов авторского права и их общие признаки. Это могут быть устные произведения, письменные, музыкальные произведения, песни, сценарии, произведения изобразительного искусства и т.д.. Объектом авторского права может быть не любое произведение, а лишь тот, который: 1) имеет творческий характер, 2) выраженный в объективной форме, 3) является результатом творческого труда автора. Объектами авторского права могут быть хореографические произведения и пантомимы; сборники произведений народных песен, законов, судебных решений и т.п.. К объектам авторского права относятся различные виды музыкальных произведений с текстом или без него, а также музыкально-драматические произведения. Следовательно, произведение как объект авторского права воплощен в определенную материальную форму: рукопись, ноты, скульптура, картина и т.п.. Субъектом авторского права могут быть: автор произведения, другие физические и юридические лица, для которых авторское право может возникать в силу закона, договора или наследования. Авторское право автора принято называть первичным, а авторское право правопреемников-производным. Если два или несколько авторов общим трудом создают произведение, отношения между ними называются соавторстве (ст.12 Закона «Об авторском праве смежных правах»). Для определения соавторства нужны следующие условия: 1) произведение, созданное совместным творческим трудом соавторов, должен быть единым целым, таким, что не может существовать без составных частей как целое, 2) общий труд соавторов произведения должен быть творческим, 3) должно быть соглашение о совместную работу над произведением, 4) вознаграждение за использование произведения принадлежит соавторам в общих частях, если в соглашении не предусмотрено иное. Субъектом производного авторского права может стать любое физическое или юридическое лицо, к которому авторское право перешло на основании гражданского соглашения, в соответствии с Законом «Об авторском праве». Произведения, на которые авторское право закончилось или которые никогда не охранялись на территории Украины, считаются общественным достоянием.

Другие статьи по теме:

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

Субъекты и объекты авторского права

Понятие «авторское право» является условным. По сути, это функциональная структура современного гражданского права. Оно регулирует сложившиеся правоотношения, связанные с созданием и последующим применением результатов художественного или литературного труда.

«Покушение» на авторские права наблюдается довольно часто по той причине, закон защищает пока только интересы правообладателя, но не автора.

Владельцем, то есть субъектом АП, является человек, который создал то или иное произведение посредством собственного интеллектуальной деятельности или творческого труда.

Субъекты АП

Именно за этим человек закрепляется личное не имущественное и исключительное право на применение собственного продукта. Использовать его разрешено в любой желаемой форме. Главное, чтобы это не противоречило закону.

Оригинал разработанного или созданного творения обязательно должен содержать официальные инициалы автора. Обычно это сам создатель, если иное не опровергли через суд.

Авторскими правами наделяется не только создатель творческого или интеллектуального продукта. Исключительные права также могут передаваться иным лицам. Вот несколько самых распространенных ситуаций:

  1. Работодатели, если человек создал продукт в рамках возложенных на него трудовых обязанностей.
  2. Предприятия, телекомпании и издательства, если получают право на дальнейшее использование продукта.
  3. Заказчики, если продукт был разработан в результате специальной договоренности. Автор здесь является исполнителем заказа.
  4. Наследники и иные пользователи продукта, которых наделили авторскими правами.

Для наследников установлены определенные временные границы на вступление в АП.

Этот период определяется индивидуально, но отсчитывается с даты официальной передачи творения, как официальной наследственной ценности.

Объекты АП

В современном законодательстве, в гражданском кодексе есть глава 70 «Авторское право». В ней прописаны основные нюансы, связанные с АП и меры наказания за незаконное использование. Здесь же прописаны, какие в настоящее время встречаются объекты АП.

Объект АП – это продукт, который получил создатель после выполнения действий, связанных с интеллектуальной или творческой деятельностью.

В статье 1259 ГК прописаны определенные авторские достижения, которые являются объектом необходимой защиты:

  • Литературные произведения, музыка и сценарии;
  • Хореография и сочинения;
  • Визуальные творения – фильмы, песни, ролики, аудио ролики и видео;
  • Продукты художественной деятельности в области архитектуры, ландшафтного дизайна;
  • Наработки картографии, разные фото, изображения и схемы;
  • Сочинения творческого направления, если для них было взято несколько источников. Также это могут быть плоды труда, полученные после переработки уже написанного произведения;
  • Информационный софт и ПО, но исключительно, если приравнены к культурным творениям и официально являются копирайтом.
Читать еще:  Являются ли алименты доходом

Особенностью современного законодательства является то, что на авторские права по закону могут рассчитывать люди, имеющие смежные права в той или иной отрасли.

Классификация субъектов трансграничных авторско-правовых отношений

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М., 1957. — 280 с.

2. Габриэль Ф. Новый закон Кубы об авторском праве // Бюллетень по авторскому праву. — 1999. — Т. XXXII. — № 2.

3. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к ГК РФ (постатейный). — Часть четвертая. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 784 с.

4. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). — М., 2009. — 480 с.

5. Гарибян А.М. Авторское право на произведения науки в СССР: автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1966. — 21 с.

6. Гумовский А.В. Исключительное право соавторов на произведение // Вестник Московского государственного областного университета. — 2010. — № 2.

7. Гумовский А.В. Соавторство в авторском праве США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2012. — № 4. — С. 20.

8. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение. — М., 1969. — 151 с.

9. Еременко В.И. Законодательство Китая об интеллектуальной собственности // Адвокат. — 2012. — № 10.

10. Калятин В. О., Мурзин Д. В., Новоселова Л.А. [и др.] Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Л.А. Новоселовой. — М.: Норма, 2014. — 480 с.

11. Массей Р., Стивенс К. Права интеллектуальной собственности, закон и искусство коренных народов // Бюллетень по авторскому праву. — 1999. — Т. XXXII. — № 2.

12. Моргунова Е.А. Авторское право: учебное пособие. — М.: Норма, 2009. — 287 с.

13. Пронина О. А. Правовая охрана произведений традиционного народного творчества. Сравнительный анализ // Интеллектуальная собственность. Авторское право. — 2001. — № 9.

14. Пури К. Сохранность проявлений фольклора // Бюллетень по авторскому праву. — Т. XXXII. — 1999. — № 2.

15. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. — М., 1986. — 189 с.

16. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. — 283 с.

17. Чертков В. Л. Вопросы соавторства. Проблемы советского авторского права. — М., 1979. — 132 с.

18. Шиллон Ф. Сохранность, развитие и правовая охрана фольклора в Африке. Общий обзор // Бюллетень по авторскому праву. — 1999. — Т. XXXII. — № 2.

19. Закон КНР об авторском праве 1991 г. // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=839. См. об этом также: Еременко В.И. Законодательство Китая об интеллектуальной собственности // Адвокат

20. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС ГАРАНТ

21. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // СПС ГАРАНТ

22. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2003 г. по делу «Сибирские амазонки на фоне дикой природы» // URL: http://www.media-pravo.info/case-resolution/ view/id/462

23. Israel Copyright Act, 2007 // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=132095.

24. Italy Law for the Protection of Copyright and Neighbouring Rights (Law No. 633 of April 22, 1941, as last amended by Legislative Decree No. 68, of April 9, 2003) // URL: http://portal.unesco.org/culture/en/ files/30289/11419173013it_copyright_2003_en.pdf/it_copyright_2003_en.pdf.

25. United Kingdom Copyright, Designs and Patents Act 1988 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1988/48/section/153/prospective.

26. Гумовский А.В. Соавторство в авторском праве США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 4. С. 20.

27. U.S. Copyright Act of 1976, 17. U.S.C. §§ 101 et seq. (Consolidated Copyright Laws as of June 2009) // URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=5405.

28. Code de la propriété intellectuelle 1992 (version consolidée au 30 décembre 2013) // URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=316640.

29. Gesetz über das Urheberrecht und verwandte Schutzrechte 1965 (Urheberrechtsgesetz) (geändert am 17. Dezember 2008) // URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=239044.

Читать еще:  Памятка безработному гражданину

30. Ст. 14 ter (1) Бернской конвенции 1886 г

31. URL: http://www. media-pravo.info/case-resolution/view/id/462

32. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирная конвенция об охране авторских прав 1952 г.

33. Ст. I Всемирной конвенции 1952 г.; ст. (6) 2 Бернской конвенции 1886 г.

34. Ст. V Всемирной конвенции 1952 г.

35. Ст. (3) 2 Бернской конвенции 1886 г.

36. Ст. (5) 2 Бернской конвенции 1886 г.

37. Ст. (3) 7 Бернской конвенции 1886 г.

38. Ст. (4) 7 Бернской конвенции 1886 г. и другие.

39. Ст. 7 bis Бернской конвенции 1886 г.

40. Ст. 6 bis (1) Бернской конвенции 1886 г.

41. Ст. 2 bis (3) Бернской конвенции 1886 г.

42. Ст. 11 bis (1) пп. i и iii Бернской конвенции 1886 г.

43. Ст. 11 ter Бернской конвенции 1886 г.

44. Ст. 12 Бернской конвенции 1886 г.

Для цитирования:

Луткова О.В. Классификация субъектов трансграничных авторско-правовых отношений. Актуальные проблемы российского права. 2016;(11):112-120. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.72.11.112-120

For citation:

Lutkova O.V. CLASSIFICATION OF PARTIES TO CROSS-BORDER COPYRIGHT RELATIONS. Actual Problems of Russian Law. 2016;(11):112-120. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.72.11.112-120


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Не являются объектами

Отдельные виды объектов не получат правовую охрану в силу закона, либо по причине отсутствия творческого труда при их создании. Не признается творческой деятельностью несущественная переработка исходного произведения, не создающая новый уникальный объект. Также не подпадает под понятие творчества изменение произведения без согласия автора.

ГК РФ выделяет и ряд объектов, которые не смогут получить охрану в силу прямого указания закона:

  • официальные документы властных органов, решения судебных ведомств и аналогичные объекты;
  • объекты, состоящие из официальных символов или знаков;
  • произведения, отнесенные к фольклору, для которых невозможно установить автора;
  • сообщения и публикации, имеющие информационный характер без признаков творческого деятельности.

Например, автор проекта законодательного акта не сможет приобрести личные или имущественные права, даже если документ будет уникальным по содержанию.

Правовая охрана авторских прав. Учебное пособие для магистров

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 3.
СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав.

3.2. Понятие и виды соавторства.

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав

К субъектам авторских прав, прежде всего, относятся авторы. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Поскольку творческий характер труда физического лица является определяющим для получения им статуса автора, в законодательстве содержится специальная оговорка, что авторами не могут быть граждане, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата.

Как отмечал Г. Ф. Шершеневич, субъектом авторского права в первую очередь является то лицо, «духовному творчеству которого сочинение обязано своим происхождением». В. А. Дозорцев писал, что «творческий результат интеллектуальной деятельности носит следы личности автора». По мнению Л. Бентли и Б. Шермана, «личный статус автора принимается во внимание при решении вопроса о допуске произведения к охране. В некоторых случаях труд, затраченный автором на создание произведения, является мерилом оригинальности». Таким образом, авторами могут быть только физические лица.

Согласно пояснительной записке к проекту ч. 4 ГК РФ «кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть четвертую (раздел VII) ГК РФ полностью отвечает потребностям общественной жизни». Особо отмечается, что «в условиях, когда результаты творческой деятельности становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, требуется особое внимание к правам их создателей, поскольку их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой — с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон. Принцип повышенной защиты интересов авторов заложен в законодательных системах большинства стран континентальной Европы».

Помимо авторов, согласно подходу отечественного законодателя, субъектами авторского права признаются иные физические лица, а также юридические лица и публично-правовые образования.

Так, выделяется категория правообладателей, не являющихся авторами. Такими правообладателями могут быть как граждане, так и юридические лица, публично-правовые образования. В отличие от авторов данные правообладатели приобретают права на результаты интеллектуальной деятельности по производному основанию (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Следующим субъектом прав авторских прав является работодатель [согласно нормам о служебном произведении (ст. 1295 ГК РФ)]. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Однако исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Читать еще:  Административный штраф за нарушение трудового законодательства

К числу иных субъектов авторских прав относятся также наследники и иные правопреемники, в частности, если исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ для назначения исполнителя завещания (душеприказчика). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Субъектами авторских прав могут выступать публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, которое создано по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, может принадлежать этим субъектам (пп. 1, 2 ст. 1298 ГК РФ).

Правовая охрана авторских прав. Учебное пособие для магистров

Учебное пособие «Правовая охрана авторских прав» является одним из базовых в серии пособий для магистерской программы кафедры интеллектуальных прав Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «Магистр права в сфере интеллектуальной собственности».
В книге представлен анализ актуальной судебной практики, новейших объектов авторских прав, в том числе появляющихся в силу стремительного развития компьютерных технологий, рассматриваются механизмы распоряжения правами на объекты авторских прав, проводится анализ правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Данное пособие отличает творческий подход автора к рассмотрению наиболее интересных с точки зрения доктрины и практики вопросов, возникающих в сфере правовой охраны авторских прав.
Законодательство приводится по состоянию на 14 июля 2016 г.
Учебное пособие будет интересно практикующим юристам, специалистам в сфере интеллектуальных прав, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также всем, кто интересуется вопросами интеллектуальных прав.

Читать фрагмент.

Юридическая Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав. Учебное пособие для магистров

Юридическая Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав. Учебное пособие для магистров

Учебное пособие «Правовая охрана авторских прав» является одним из базовых в серии пособий для магистерской программы кафедры интеллектуальных прав Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «Магистр права в сфере интеллектуальной собственности».
В книге представлен анализ актуальной судебной практики, новейших объектов авторских прав, в том числе появляющихся в силу стремительного развития компьютерных технологий, рассматриваются механизмы распоряжения правами на объекты авторских прав, проводится анализ правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Данное пособие отличает творческий подход автора к рассмотрению наиболее интересных с точки зрения доктрины и практики вопросов, возникающих в сфере правовой охраны авторских прав.
Законодательство приводится по состоянию на 14 июля 2016 г.
Учебное пособие будет интересно практикующим юристам, специалистам в сфере интеллектуальных прав, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также всем, кто интересуется вопросами интеллектуальных прав.

Способы защиты авторских прав

Как любые права, принадлежащие гражданам, авторские могут быть нарушены или ограничены. Поэтому они также нуждаются в предоставлении защиты со стороны государства.

Законодателем предусмотрен большой комплекс способов защиты интеллектуальных прав на произведение, как личных неимущественных, так и исключительных.

При этом необходимо представить доказательства того, что спорное творение создал именно он.

Таковыми могут служить черновики, наброски, свидетельские показания – словом все то, из чего можно определить факт проделанной творческой работы над этим произведением.

С момента признания авторства появляется возможность при необходимости прибегнуть к иным способам защиты интеллектуальных прав.

Так, если автору стало известно о том, что его интеллектуальные права нарушаются другим лицом, он вправе требовать пресечения таких действий путем подачи соответствующего искового заявления.

При подобных обстоятельствах нарушитель должен доказать отсутствие своей вины.

Если речь идет о нарушении исключительного права, то предусмотрена также возможность требовать возмещения убытков, выплаты компенсации, изъятия у нарушителя материального носителя, в том числе контрафактного.

Защищая личные неимущественные права, автор может инициировать перед судом вопрос о компенсации причиненного ему морального вреда.

Таким образом, существует большое количество способов защиты авторских прав. Выбирать, как именно защитить себя и свои творения от противозаконных действий, каждое лицо уполномочено самостоятельно.

Например, созданные литературные или музыкальные произведения, а равно все то, что имеет материальную форму, подлежит регистрации в РАО (Российском авторском обществе).

Если же речь идет о программном обеспечении, базе данных и тому подобном, то для фиксации авторства на данные объекты необходимо обращаться в Роспатент.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector